БЕЛЬГИЯ это:

БЕЛЬГИЯ
(Belgique, Belgium)
Общие сведения
Официальное название — Королевство Бельгия (франц. Royaume de Belgique, нидерл. Koninkrijk België, нем. Königreich Belgien, англ. Kingdom of Belgium). Расположена в Западной Европе. Площадь — 30,51 тыс. км2, численность населения — 10,3 млн чел. (2002). Государственные языки — голландский, французский и немецкий. Столица — г. Брюссель (959 тыс. чел., 2000). Государственный праздник — День независимости 21 июля (с 1831). Денежная единица — евро (с января 2002). Б. владений не имеет (прежде владела колонией Бельгийское Конго, а также имела мандат на территорию Руанда-Урунди в Африке).
Член 70 международных организаций, в т.ч. ООН (с 1945), Бенилюкса, ЕС, НАТО, ВТО и др.
География
Расположена между 4°00' восточной долготы и 50°50' северной широты. На северо-западе омывается Северным морем, длина морской границы 66 км. Бельгийское побережье обладает почти прямолинейными береговыми очертаниями. Страна граничит на юго-западе с Францией (620 км), на севере — с Нидерландами (450 км), на востоке — с Германией (167 км) и Люксембургом (148 км). Б. в основном низменная страна, постепенно повышающаяся с северо-запада на юго-восток. Делится на три части: низменная плоская равнина (северо-запад), холмистая равнина (центр) и древний сглаженный горный массив Арденны (юго-восток). Самые высокие горные точки: Ботранж (694 м), Барак-Мишель (675 м).
Наиболее крупные и важные реки: Маас (длина в пределах страны — 183 км) и Шельда (200 км), которая впадает в длинный узкий рукав Северного моря — Западную Шельду. Равнины расположены на востоке (плато Кампин) и северо-западе — почти до морского побережья (плодородная Фландрская низменность). Почвы на северных склонах Арденн скалисты и бесплодны, на южном — плодородны во множестве широких долин. Холмистая и низменная местность, которая тянется к северу от реки Маас, сложена третичными глинами и песками, нередко покрытыми лёссовидной глиной (её часто называют «гебейской глиной»), которая отличается большим плодородием.
Растительный мир страны находится в зоне широколиственных лесов приатлантической ботанической провинции — дубово-берёзовые рощи с примесью граба, бука и каштана. Животный мир сохранился в основном в горных районах Арденн (чёрный хорёк, серая куропатка и пр.).
Полезные ископаемые: каменный уголь в южном (Монс-Льеж) и северном (Кампин) бассейнах (запасы почти истощены); кварцевый песок (Шарлеруа, Намюр), разработки продолжаются.
Климат в стране — умеренный, мягкий, морской, средняя годовая температура +10° С. Зимой реки не замерзают.
Население
Темпы прироста населения 0,15% (2002). Рождаемость — 10,58‰, смертность — 10,08‰ Детская смертность достигает 4,64 чел. на 1000 новорождённых (2002). Средняя продолжительность жизни составляет 78,13 года, в т.ч. женщин — 81,62, а мужчин — 74,8 (2002).
Структура населения имеет ряд половозрастных особенностей. Численность мужского населения страны в целом несколько уступает женскому (0,96). Правда, при рождении оно преобладает (1,05), но затем постепенно утрачивает своё лидерство. В возрасте 15—64 года этот показатель почти выравнивается (1,02), а св. 65 лет уже наступает значительный разрыв (0,69). Возрастная структура населения: до 14 лет — 17,3%, 15 —64 года — 65,6%, 65 лет и старше —17,1%. Возраст выхода на пенсию колеблется в пределах 56—58 лет. Подавляющая часть населения проживает в городах (80,5%).
Этнический состав: фламандцы (58%), валлоны (31%), другие (11%). За последние 10—20 лет доля фламандцев постоянно возрастала. Используемые языки: голландский (60%), французский (40%), немецкий (менее 1%). Этнические группы проживают преимущественно в определённых провинциях. Северная часть страны (Западная и Восточная Фландрии, Флаамс-Брабант, Антверпен, Лимбург) заселена фламандцами, которые говорят на особом языке западногерманской группы, близком к голландскому. На юге преобладают валлоны (Брабант-Валлон, Эно, Льеж, Намюр), язык которых близок к северофранцузскому (они представляют потомков романизированных белгов). На этом же языке говорит ок. 80% жителей Брюсселя. Наконец, на востоке страны (вокруг г. Эйпен и Мальмеди) проживают в основном немцы.
Образовательный уровень высокий (98% жителей страны могут читать и писать).
Религиозный состав отражает чётко выраженное преобладание католиков (75%); протестанты и другие вероисповедования менее представлены (25%).
История
В древности на территории современной Б. обитало кельтское племя белгов, которое было завоёвано римским императором Цезарем (в 57 до н.э.). Эта область вошла в состав двух римских провинций: Нижняя Германия (с центром в г. Кёльне) и Вторая Бельгия (в г. Реймс). В период раннего средневековья она стала ядром франкского государства. Позднее (9—10 вв.) в результате разделов владений Каролингов эти земли были поделены по течению реки Шельда на западную часть (Фландрия), которая отошла к Франции, и восточную — отошла к Лотарингии, номинально подчинённой Германской империи. Уже в 12—13 вв. Фландрия и Брабант стали самыми экономически развитыми областями Европы. Почти всё городское население было занято производством шерстяного сукна и тканей, которые поставлялись на мировые рынки. Главным центром ремесла и торговли в 15 в. становится Антверпен.
В 16—18 вв. Б. (в составе Нидерландов) оказалась частью испанской монархии. Постоянное противостояние иностранному господству, которое нередко принимало форму вооружённого восстания, не помешало, однако, постепенному формированию нового капиталистического облика. Возникали и новые отрасли производства: кружевное, шёлковое, стекольное. В долинах рек Маас и Самбр, где началась разработка угольных месторождений, стали развиваться металлургия и металлообработка. Именно в эти годы Карл V, император Священной Римской империи с её обширными европейскими и заморскими владениями, превратил Брюссель в неофициальную столицу своего огромного государства, просуществовавшего до 1550.
В рамках войны за «испанское наследство» (1701— 14) Б. (как часть «испанских Нидерландов») отошла к австрийской империи Габсбургов. Но борьба против иностранного господства не прекращалась. В нач. 1789 вспыхнуло вооружённое восстание против австрийского правления (т.н. Брабантская революция). В январе 1790 национальный конгресс 9 провинций провозгласил независимость Соединённых штатов Б. Однако этот период в истории страны продолжался недолго. После поражения Австрийской империи в войне с Францией эта территория перешла под французское правление (1795—1814). Падение наполеоновской империи не привело, однако, к воссозданию независимой Б. По заключительному акту Венского конгресса (июнь 1815) она была объединена с Голландией в Королевство Нидерланды во главе с голландским королём Вильгельмом I.
Новый альянс оказался недолговечным. Интересы бельгийских промышленников, нуждавшиеся в защите покровительственными пошлинами, вступали в противоречие с устремлениями голландских торговцев и аграриев, требовавших «свободной торговли». В новом государстве права бельгийцев всячески ущемлялись. В августе 1830 в Брюсселе вспыхнуло вооружённое восстание против голландского правления. После недельных боёв на улицах города голландские войска были вынуждены отступить. В ноябре 1830 Национальный конгресс провинций вновь объявил независимость Б. В декабре 1830 Лондонская конференция 5 ведущих европейских государств признала эту декларацию, в январе 1831 Б. провозгласила вечный нейтралитет.
Завоевание государственной независимости способствовало быстрому превращению страны в одно из самых индустриально развитых европейских государств (металлургия, металлообработка, тяжёлое машиностроение, химическое производство). Этому способствовало наличие природных ресурсов (главным образом коксующихся каменных углей) и массы свободных капиталов, накопленных в результате обширной внешней торговли, а также доходов от колониальных владений (прежде всего Бельгийского Конго в Африке).
Во время 1-й и 2-й мировых войн Б., несмотря на международно признанный нейтралитет, дважды оккупировалась германскими войсками. Но каждый раз после поражения Германии, которого добивались союзные державы антигерманской коалиции, стране удавалось сравнительно быстро восстанавливать свою экономику и даже выполнять особо важную роль в хозяйственном возрождении всего западноевропейского региона. Бельгийская тяжёлая индустрия (угольная, металлургическая, машиностроительная) в эти периоды максимально использовала преимущества своего геостратегического положения («золотые ворота Европы»).
Ещё до окончания 2-й мировой войны Б. выступила одним из инициаторов создания первого межстранового европейского объединения Бенилюкс (в 1944), в которое вошли три страны (Бельгия, Нидерланды, Люксембург).
Затем последовало формирование первого отраслевого Европейского объединения угля и стали (1951). Обе эти организации явились как бы предшественниками Европейского союза (1957). Ныне Брюссель является столицей постоянно расширяющегося ЕС. У современной Б. появилась совершенно уникальная роль интеграционного посредника. Своеобразный опыт векового сосуществования, обретённый бельгийцами, говорящими на голландском, французском и немецком языках, способствовал появлению замечательной способности к поиску компромиссов и здравого мышления.
Не случайно большинство выдающихся бельгийских общественных деятелей, получивших всемирную известность, принимали активное участие в формировании европейского единства. Таковым можно считать лидера бельгийских социалистов П. Спаака. В 1940—50-е гг. он постоянно возглавлял правительство и Министерство иностранных дел страны.
Более 100 лет назад известный бельгийский предприниматель Э.Сольвей впервые предложил план интеграции европейской экономики. Его считают также основателем концепции «социально ориентированного капитализма», которая впоследствии получила широкое распространение в европейском предпринимательстве. В кон. 1990-х гг. Б., по оценке многих международных экспертов, дала Европе ещё одного неординарного общественного деятеля. Таковым считается лидер фламандских либеральных демократов Г. Верхофстадт, который уже 5 лет возглавляет Совет министров Б. (с июня 1999). Он обосновал и выдвинул в качестве важнейшей национальной стратегической цели придание процессу европейской интеграции постоянного характера, потому что только в этих условиях малая страна получает свой голос в решении общемировых проблем.
За период государственной независимости Б. её границы не претерпевали существенных изменений. Но всё же её площадь дважды незначительно увеличивалась. В 1839 к ней отошли: больше половины территории Великого герцогства Люксембург и ок. половины нидерландской провинции Лимбург (на их основе были образованы бельгийские провинции с аналогичными названиями). В 1918 после поражения Германии в 1-й мировой войне Б. получила два небольших немецких округа (Эйпен и Мальмеди), которые были включены в состав бельгийской провинции Льеж.
Государственное устройство и политическая система
Б. — страна федеративной парламентской демократии в условиях конституционной монархии. Действует Конституция, принятая 7 февраля 1831. Последние изменения вносились 14 июля 1993 (парламентом был одобрен конституционный пакет законов о создании федеративного государства).
Административное деление: 3 региона (Фландрия, Валлония и столичный округ Брюсселя) и 10 провинций (Антверпен, Западная Фландрия, Восточная Фландрия, Флаамс-Брабант, Лимбург, Брабант-Валлон, Эно, Льеж, Намюр, Люксембург). Наиболее крупные города (2000): Брюссель, Антверпен (932 тыс. чел.), Льеж (586 тыс. чел.), Шарлеруа (421 тыс. чел.).
Принципы государственного управления основаны на разделении властей. Высшим законодательным органом является двухпалатный парламент, который включает Сенат и палату депутатов (выборы в эти органы происходят одновременно каждые 4 года). Сенат состоит из 71 члена (40 избираются прямым народным голосованием, 31 — косвенным). В палату депутатов (150 мест) выборы происходят на основе пропорционального представительства путём прямого голосования. На выборах 1999 в состав Сената вошли представители 10 политических партий, палаты депутатов — 11.
Главой государства является король Альберт II (он взошёл на престол 9 августа 1993), его наследник — принц Филипп. Глава правительства (т.е. исполнительной власти) и члены его кабинета назначаются королём (обычно из представителей партий, лидирующих в Сенате и палате депутатов). Затем они одобряются законодательной властью (т.е. парламентом). В результате конституционных изменений (от 14 июля 1993) Б. превратилась в федеративное государство, в рамках которого действует три правительственных уровня (федеральный, региональный и языково-общинный) с чётким разграничением полномочий и ответственности.
Судебная власть опирается на прецедентное право. Судьи назначаются королём пожизненно, но подбираются правительством страны.
Во главе действующей правительственной коалиции, которая в западной прессе обычно именуется как «радужная шестёрка», находится представитель Фламандской либерально-демократической партии (VLD) Г. Верхофстадт. На выборах 1999 она получила 15,4% голосов в Сенате и 14,3% — в палате депутатов. Далее следует Франкофонская социалистическая партия (PS) — 9,7 и 10,2%, две Партии «зелёных» — «ЭКОЛО» (Валлония) — 7,4 и 7,4% и «АГАЛЕФ» (Фландрия) — 7,1 и 7,0% и др.
Избирательная система и общественно-политическая структура Б. характеризуются рядом особенностей. Прежде всего в стране существует весьма характерный европейский набор политических партий (христианские демократы, социал-демократы, либеральные демократы и «зеленые»), но проблема состоит в том, что действует большое число и нетрадиционных партий, многие из которых не представлены в законодательных органах, поскольку не смогли преодолеть 5%-го барьера необходимого числа набранных голосов избирателей. Более того, и традиционные партии оказались слишком небольшими, чтобы обеспечить солидное представительство.
Такая ситуация сложилась в силу того, что в последние десятилетия происходил процесс серьёзной федерализации общественно-политической жизни, сменивший прежний по существу унитарный характер государственного устройства с преобладанием франкофонского меньшинства. За этот период в стране почти все общенациональные бельгийские партии разделились по языково-общинному признаку (фламандские и валлонские). Это привело к тому, что в законодательные органы страны стало входить не менее десятка сравнительно небольших партий. Для создания правительственной коалиции они вынуждены набирать не менее полдюжины партнёров различной социально-общественной ориентации. Достижение согласия в подобных альянсах становится поэтому проблемой весьма сложной.
Ещё одна особенность общественно-политической структуры просматривается достаточно чётко в растущем разрыве показателей результатов всенародных выборов на федеральном, региональном и локальном уровнях. Так, например, праворадикальная фламандская партия «Флаамс блок» (VB) на федеральных выборах набрала лишь 5,6% голосов избирателей (она не была включена в правительственную коалицию). Но на выборах в крупных фламандских городах её показатели были в несколько раз выше (в Генте — ок. 20%, а в Антверпене — 33%). Эта националистическая партия выступает не только против притока иммигрантов в страну, но и против финансового субсидирования Валлонии за счёт растущей экономики Фландрии. Понятно, что в таких условиях федеральная вертикаль власти не всегда может функционировать достаточно эффективно.
Многие другие общественные организации и элементы гражданского общества также достаточно чётко разделены по региональному признаку. Но вполне определённое исключение просматривается в деловой сфере. Профсоюзы страны не едины, но их разделение происходит по религиозному признаку. Существуют христианские и социалистические профсоюзные объединения. Действует единая влиятельная Федерация бельгийских промышленников, а также многочисленные отраслевые ассоциации (банковские, страховые и пр.).
Внутренняя политика действующего коалиционного правительства направлена прежде всего на проведение крупномасштабных реформ общественной жизни в стране. Необходимость их обозначилась достаточно чётко, поскольку за Б. в течение уже не одного десятилетия в ЕС закрепился имидж страны с «вялой общественной структурой». Вполне определённая ответственность за сложившееся положение лежит на фламандских и валлонских христианских демократах, которые впервые за 40 лет были вытеснены в оппозицию.
Основной тезис во внутренней политике — государственная федеративная структура страны может быть эффективной только тогда, когда она опирается на принцип нахождения необходимого баланса между солидарностью и финансовой автономностью её трёх основных регионов. Постоянные финансовые трансферты из Фландрии в Валлонию всегда считались спорными для более обеспеченных фламандцев (их среднедушевой ВВП на 10% выше). Основные регионы страны должны получить большую фискальную самостоятельность, с правом умеренного маневрирования ставками налогообложения.
Коалиционному правительству в целом удалось существенно улучшить отношения между основными регионами. Это было достигнуто на базе регулярных совещаний представителей федерального, региональных и языково-общинных правительств. Именно на таком уровне и обсуждались проблемы внедрения большей автономии регионов в проведении налоговой политики, закрепление права на самостоятельное решение многих местных хозяйственных вопросов, проблем образования и общинной культуры. Впервые в рамках коалиционного правительства стали преобладать политические, а не языково-общинные различия.
В результате проведения столь крупномасштабной административной реформы, которая была направлена на устранение напряжённости между двумя основными регионами, страна вступила в новую стадию формирования эффективной федеративной структуры. Однако эта проблема всё ещё остаётся одной из сложнейших. Согласно опросам, ок. 27% бельгийцев считают, что фактор присутствия инородцев всегда вызывает беспокойство. Это самый высокий показатель в ЕС. Правда, в стране существует мнение, что действующее коалиционное правительство, в состав которого вошли в основном профессиональные эксперты (т.н. сорокалетние), способно решать и эти проблемы.
Внешняя политика Б. во многом определяется её особым положением в системе европейской интеграции. Главный бельгийский город не случайно считается «европейской столицей», и не только потому, что в ней размещены многие исполнительные органы ЕС. Термин «брюссельские чиновники» уже давно стал синонимом руководящей элиты ЕС, что не лишено основания. Эта небольшая европейская страна превратилась в своего рода опытную лабораторию ЕС, поскольку пути решения многих её проблем становятся эталоном для выработки общей европейской стратегии.
Не случайно согласно внешнеполитической концепции действующего коалиционного правительства Б. стремится выступать с масштабными планами постоянного расширения ЕС с его одновременной трансформацией в более централизованную организацию. Речь идёт прежде всего о создании новой государственной структуры, особенно в сфере формирования единой внешней политики Европы и боеспособных Вооружённых сил, с тем чтобы занять подобающее место в современной мировой политике.
Бельгийцы полагают, что при европейском строительстве роль малых стран, выступающих вместе с несколькими ведущими державами, может быть уникальной. Они незаменимы как посредники между большими странами. Именно малые государства в подобных союзах могут выдвигать стратегические инициативы относительно перспектив развития, поскольку их трудно заподозрить в «имперских амбициях».
Особая роль Б. в европейской интеграции основывалась на уникальном опыте сочетания в этой стране двух ключевых европейских культур — латинской и германской (позднее добавились англосаксонская и скандинавская, а скоро появится и славянская). Страна постепенно превращалась в «универсального посредника», без усилий которого принятие каких-либо решений затруднительно. Бельгийцы надеются получить для своей страны статус, соответствующий сегодняшнему положению Брюсселя, который уже давно живёт по «всемирному времени».
Возвысить свой «собственный голос» в мировой политике страна стремится, опираясь на принципы «человечности, демократии, защиты слабых, толерантности». В рамках европейской интеграции Б. совместно со своими партнёрами по Бенилюксу выдвинула концепцию «продвинутой кооперации» (enhanced cooperation), обосновывающую для малых стран право формировать небольшие группы для «продвижения» определённых проектов в рамках реформирования ЕС.
Вооружённые силы страны состоят из сухопутной армии, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота и федеральной полиции. Территория Б. поделена на три военных округа (Брюссель, Антверпен, Льеж). Ежегодное число призывников (мужчин) составляет 63,2 тыс. чел. Призывной возраст — 19 лет. Расходы на оборону достигли почти 3 млрд долл. (2002), их доля в ВВП составляет 1,4%.
Б. имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1925).
Экономика
Б. относится к группе небольших высокоразвитых европейских государств, которые занимают важное место в современной мировой экономике. Этой категории «малых привилегированных наций» удалось весьма эффективно использовать собственные природные благоприятные предпосылки (удобное геостратегическое положение, наличие естественных ресурсов и пр.) для ускоренного индустриального развития. Впоследствии на этой основе стали формироваться доминирующие отрасли национальной экономики, ориентированные на выпуск высококачественной и технически передовой продукции, на собственные «маркетинговые ниши» мирового рынка.
Б. нередко называют одной из первых индустриальных стран мира. В 19 в. она даже именовалась «маленькой мастерской мира». В первые годы после 2-й мировой войны к ней постоянно прибавляли термин «чудо-страна» или «витрина индустриального процветания». Но в последние три десятилетия 20 в. Б. нередко относили к категории «больного участника Евросоюза». Экономика этой страны в нач. 21 в. находится в фазе сложнейшей структурной перестройки, процессе поиска новой промышленной специализации в мировой экономике. И в этой сфере начали обозначаться определённые достижения.
ВВП Б. — 297,2 млрд долл. (2002), что соответствует 0,7—0,8% мирового уровня. ВВП на душу населения — 29 тыс. долл., что находится на уровне ведущих европейских государств, но значительно уступает большинству малых высокоразвитых стран (9-е место).
Экономический рост страны в последние годы характеризовался умеренными темпами (прирост ВВП в 1999 — 2,5%, в 2000 — 4,1%, в 2001 — 2,6%), но в 2002 произошло резкое замедление (0,6%), что было вызвано ухудшением мировой хозяйственной конъюнктуры. В стране практически отсутствует инфляция (1,7% в 2002).
Наиболее сложные проблемы бельгийской экономики связаны с занятостью (общее число работающих — 4,44 млн чел. в 2001), по уровню безработицы страна постоянно занимает 1—2-е места в ЕС (в 1999 — 11,7%, в 2000 — 10,9%, в 2001 — 10,6% и только в 2002 достигнут некоторый прогресс — 7,2%). Основная причина этого явления связана со структурной слабостью национальной экономики («старомодная специализация»). Б. оказалась в наибольшей степени уязвленной среди европейских стран конкуренцией со стороны т.н. новых индустриальных государств на мировых рынках. Они выступили продуцентами и поставщиками такой продукции, которая существенно совпадала с традиционной бельгийской специализацией (сталь, металлообработка, общее машиностроение, неорганическая химия, стекло, текстиль). Феномен высокой бельгийской безработицы связан со сложностями приспособления к новым потребностям и условиям конкурентной борьбы на мировых рынках.
Особенности отраслевой структуры бельгийской экономики достаточно чётко отражаются по вкладу отраслей в ВВП (2001): сельское хозяйство — 1%, промышленность — 24%, услуги — 74%. Аналогичная картина складывается и при анализе занятости — 2, 25, 73% соответственно.
Промышленность. Преобладание сферы услуг сыграло существенную роль в замедлении процессов структурной перестройки национального хозяйства. Ведущие финансово-промышленные группы страны (Societe General de Belgique, Groupe Bruxelles Lambert и пр.) возникли ещё при прежней хозяйственной специализации и контролировали до половины экономических субъектов. Бельгийский капитализм, который можно охарактеризовать скорее как банкирский, чем промышленно-предпринимательский, не проявлял большой склонности переключаться со «старомодной», но прибыльной специализации на новые отрасли, связанные с большими рисками. Поэтому ставка была сделана на модернизацию и даже создание новых современных предприятий в прежних отраслях. Много веков основу традиционной хозяйственной специализации страны составляла чёрная и цветная металлургия. Первые «мастерские феронов» (металлургов) появились в этих местах ещё в Средние века. Позднее именно здесь был внедрён т.н. валлонский процесс второй переплавки чугуна, приведший к появлению сталелитейного производства. Современная Б. продолжает оставаться одним из ведущих производителей стали в ЕС (ок. 11,3 млн т в 2001). Её доля в мировом экспорте этой продукции составляет ок. 15—20%. Но особая ставка теперь сделана на выпуск специализированных изделий: нержавеющей стали, автомобильного проката, стальной проволоки и пр.
Формирование нового облика этой отрасли происходило в тесном альянсе с иностранными компаниями. Ведущий производитель нержавеющей стали фирма Cockerill-Sambre уступила контрольный пакет 53,7% акций французской компании Usinor. Современный металлургический комбинат Sidmar, ориентированный на выпуск автомобильного листа, вошёл в состав люксембургского концерна ARBED (60%) и т.д.
Химическая отрасль также продолжает оставаться важнейшей основой бельгийской промышленностью (по стоимости продукции она занимает 2-е место после машиностроения). Она зарождалась на базе использования отходов доменной индустрии. Разработанный местным предпринимателем Сольвейем метод получения соды привел к быстрому развитию производства различных кислот (азотной, серной и пр.), а также минеральных удобрений. Б. продолжает оставаться крупнейшим европейским производителем и экспортёром продукции неорганической химии (ок. 1/3).
Вместе с тем традиционный лидер в этой отрасли концерн Solvay уже осуществил частичное смещение своего производства в сферу органической химии. Совместно с другим ведущим национальным концерном USB он постепенно превращается в крупнейшего продуцента современной фармацевтической продукции. Вместе с тем подавляющее большинство новых производств органической химии сформировалось в партнёрстве с иностранными концернами (BP, Dow Chemicals, Union Carbide, BASF и др.), которые обосновались в районе антверпенского порта. Из 20 ведущих химических корпораций мира 10 представлены своими подразделениями в этом районе (он считается крупнейшим европейским центром химического производства).
Структурные сдвиги происходят и в бельгийском машиностроении. Оно традиционно ориентировалось на выпуск оборудования для металлургии и химии, транспортных средств, электротехнической продукции. Бельгийские фирмы по-прежнему лидируют в производстве и экспорте кузнечно-прессового оборудования (фирма LFT). Но на 1-е место вышло транспортное машиностроение, в котором вместо железнодорожного и судового производства был налажен крупномасштабный выпуск легковых автомобилей (ежегодно ок. 1 млн шт.).
Этот сектор бельгийского машиностроения также создавался в тесном сотрудничестве с иностранным капиталом. Начало было положено американской General Motors, которая построила в зоне антверпенского порта крупный завод по сборке автомашин (ок. 420 тыс. шт. ежегодно). Затем появились производственные корпуса другого американского автогиганта Ford (в предместьях г. Гент). Если первая компания ориентировалась в основном на «отверточную модель» производства (т.е. сборку из импортных компонентов), то вторая стала использовать местные комплектующие изделия, связанные с традиционной бельгийской специализацией (крылья из стального проката, кузова, автостекло и пр.). Позднее эта модель стала использоваться в Б. и европейскими автоконцернами (Renault, Volkswagen, Volvo).
Такой путь международной специализации бельгийской промышленности вызвал определённое беспокойство в стране, поскольку возрастала зависимость национальной экономики от стратегических планов иностранных партнёров. Но возобладал прагматический подход к решению этой проблемы. Появлялась возможность создать новое мощное производство, обеспечить стране среднеевропейские темпы хозяйственного роста, предотвратить катастрофическое развитие «большой безработицы».
Современную отраслевую структуру бельгийского хозяйства см. в таблице.
В элитную дюжину бельгийских корпораций вошли пока немногие высокотехнологичные компании (Agfa-Gevaert, Barco), а также две химико-фармацевтические фирмы (см. табл.). Однако на подступах к лидерам довольно обширная группа успешно действующих обществ: Real Software (программное обеспечение), Innogenetics (биотехнология) и др.
Вместе с тем важнейшей особенностью бельгийской хозяйственной структуры продолжает оставаться подавляющее преобладание банковского капитала (ок. 70 млрд долл., т.е. 61,4% всех активов ведущей группы). Подобная отраслевая структура не встречается у малых индустриальных европейских стран. Прежнее засилие банковского капитала в бельгийской экономике ещё сохраняется.
Правда, в самой среде коммерческих банков чётко просматриваются структурные сдвиги. Из банков прежней «старомодной специализации» удалось сохранить свои позиции лишь Groupe Bruxelles Lambert, а остальные были вынуждены объединиться с другими, обретя новые бренды (Fortis, Dexia и др.), или вообще покинуть национальную фондовую биржу. Но не менее важным следует считать появление первого фламандского банка Almanij, который связан с корпорациями новой производственной ориентации.
Сельское хозяйство не играет существенной роли в экономике страны. Преобладает молочное животноводство (стойловое), на которое приходится ок. 75% стоимости аграрной продукции. Под кормовыми культурами и лугами занято ок. 65% сельскохозяйственной площади, под зерновыми — ок. 15% (более половины потребностей в зерне удовлетворяется путём импорта). Преобладают фермерские хозяйства, но свыше половины всей сельскохозяйственной площади обрабатывается на основе аренды (мелкокрестьянское земледелие сохранилось в основном в Арденнах).
Транспорт и связь. Современную Б. обычно называют «европейским перекрёстком», поскольку она расположена на пересечении основных транспортно-торговых путей. Б. занимает 1-е место в мире по густоте железнодорожной сети. Её длина 3422 км (в т.ч. 2517 км — электрифицировано). Высокоскоростные поезда (HST/TGV) связывают страну со столицами многих европейских государств.
Автомобильные дороги включают автобаны (1674 км), которые считаются самыми современными в Европе (они свободны от денежных сборов и освещены всю ночь). Через страну проходит 7 трансъевропейских автомагистралей. Система местных шоссейных дорог (14,4 тыс. км) обеспечивает подъезд ко всем населённым пунктам. Эффективно действует система трубопроводов: для транспортировки сырой нефти (161 км), нефтепродуктов (1167 км) и природного газа (3,3 тыс. км).
В стране эффективно функционирует несколько морских и речных портов: самый крупный Антверпен, который занимает 2-е место в Европе (ежегодный грузооборот — 120 млн т, 20 тыс. судов), Брюгге, Гент, Льеж, Намюр, Остенде. Морской торговый флот состоит из 20 судов (54,1 тыс б/т), в т.ч. 9 нефтехимических и 5 нефтяных танкеров, 5 сухогрузов (Cargo). Общая протяжённость речного судоходства — 1586 км. Большое транспортное значение имеют судоходные каналы (важнейший — канал Альберта между Антверпеном и Льежем).
Крупнейший международный аэропорт страны — Брюссель (Zaventem), который обеспечивает ежегодную транспортировку 0,5 млн т грузов. Кроме того, действуют аэропорты в Антверпене, Остенде, Шарлеруа, Бирсете. Система телефонной и телеграфной связи в стране считается высокоразвитой, технологически передовой и полностью автоматизированной. Международная связь обеспечивается пятью подводными кабельными системами и двумя надземными спутниковыми станциями (Intelsat и Eutelsat).
Торговля (оптовая и розничная) достигла крупных размеров. По существу, вся страна оказалась разделённой на сегменты, которые обслуживаются несколькими десятками крупных оптово-розничных компаний (включая и зарубежные фирмы). Они создали особую систему товаропотоков от непосредственных производителей продукции до прилавков супермаркетов (сельскохозяйственная продукция поступает в течение одних суток). Не случайно в первую десятку самых крупных национальных корпораций вошёл гигант оптово-розничной торговли Delgaize, что редко случается в других малых европейских странах.
Туризм и услуги. Вся система туристического бизнеса достаточно чётко разделена в соответствии с особенностями двух основных языково-общинных регионов (правда, жители южных провинций предпочитают именовать свой регион Валлония-Брюссель). В каждой региональной структуре выделяется два основных направления для привлечения туристов. Первое ориентировано на демонстрацию старинных исторических городов (во Фландрии — Антверпен, Гент, Брюгге, Лувен; в Валлонии — Намюр, Льеж, Монс и Брюссель). Второе направлено на ознакомление с природными богатствами (на севере — морское побережье, вдоль которого проходит единая международная трамвайная линия от французской до нидерландской границы; на юге — горный массив Арденны).
Современная экономическая и социальная политика страны направлена на поиски путей более эффективного решения ряда важнейших проблем. В сфере экономики основные усилия концентрируются на выработке и реализации новой концепции участия страны в системе международного разделения труда. Речь идёт прежде всего о поддержке отраслей «новой экономики» (телекоммуникации, микроэлектроника, биотехнология и др.), но, чтобы поднять национальную экономику до уровня мировых стандартов, необходимо способствовать притоку иностранного предпринимательского капитала. Считается, что Б., имея население в большей части своей многоязычное, может создать международному обществу эффективную и доброжелательную среду для общения и ведения бизнеса. На первом этапе такой программы структурного преобразования экономики основную ставку государство намерено сделать на модернизацию инфраструктурных объектов (порты, аэродромы, магистральные автодороги). При этом акцент — на всемерной поддержке функций страны как «Золотых ворот Европы», которую бельгийцы выполняли с переменным успехом на протяжении последних 500 лет. При этом государство постепенно выходит из производственно-предпринимательской сферы (началась приватизация 150 крупных компаний), с тем чтобы создать более благоприятные условия для частной предпринимательской инициативы (эффективность общественного сектора оказалась достаточно низкой).
На этой основе предполагается решение и основных социальных проблем. По утверждению действующего премьер-министра, «лучшая социальная защита — это хорошая работа». Особое значение придаётся созданию «Серебряного фонда», чтобы обеспечить финансирование разрешения демографической проблемы, которая связана со старением населения (его пик будет достигнут в 2012).
Предполагается постепенное формирование второй «капитализированной основы» для действующей пенсионной системы. С этой целью проводится крупномасштабная приватизация государственной собственности.
Кредитно-денежная политика сориентирована на решение трёх основных проблем: сокращение государственного долга, устранение дефицита бюджета, проведение налоговой реформы. Политика европейского формата предполагает сокращение государственного внутреннего долга до 60% от ВВП. В 1993 этот показатель у Б. был самым высоким в ЕС — 135%. В 2002 уровень государственного внутреннего долга удалось сократить до 100%.
Большие усилия предпринимались правительством по достижению сбалансированности бюджета. В течение последних 50 лет он был всегда дефицитным.
Впервые в 2000 было обеспечено практически его сбалансирование (минус 0,1%), а в 2001 был получен небольшой профицит (плюс 0,3%).
Налоговое бремя в Б. считается самым высоким в ЕС — 46,3% ВВП (2001) по сравнению с 41,6% в ЕС. При этом доля подоходных налогов достигала 14,3% (в ЕС — 10,9%). В новой программе фискальной реформы (2001—02) предусмотрено сокращение налогового бремени на 15% в течение пятилетия. Это произойдет в результате снижения максимальной налоговой ставки до 50% (в 2002 она колебалась в пределах 52,5—55%).
Уровень жизни населения высокий, поскольку заработная плата в стране составляет 25,58 долл. в час (июнь 2000). По этому показателю Б. входит в первую европейскую тройку (после Германии и Швейцарии). Однако налоговое бремя также высокое. Оно должно уменьшаться в рамках происходящей реформы. Особенно заметное улучшение связано с отменой дискриминации в отношении несемейных физических лиц. Предусмотрены дополнительные налоговые льготы для малообеспеченных с тем, чтобы преодолеть т. н. капкан безработицы, при котором становится выгоднее не работать, а получать не облагаемое налогами пособие. За чертой бедности проживает лишь 4% населения.
Внешнеэкономическая сфера играет важнейшую роль для развития страны, что объясняется международной специализацией её хозяйства и важным геостратегическим положением в Европе. Эта небольшая страна уже более века входит в первую дюжину мировых экспортёров товаров и капиталов. Объём вывоза бельгийской продукции составил в 2002 162 млрд долл., а ввоза — 152 млрд долл. Основные партнёры по экспорту: ЕС — 75,3%, США — 5,6%, по импорту: ЕС — 68,7%, США — 7,2%. Столь же существенны позиции Б. и в международном движении капиталов. Объём аккумулированных заграничных прямых инвестиций в 2000 — 139,7 млрд долл. (9-е место в мире), а общая стоимость иностранных прямых капиталовложений в стране 185,6 млрд долл. (7-е место).
Наука и культура
Система организации науки и образования ориентирована на содействие эффективному взаимодействию между университетскими центрами (их в стране 22), государственными ведомствами и производственно-финансовыми компаниями. Созданы специализированные общества (например, Институт поддержки научных исследований в промышленности и сельском хозяйстве), деятельность которых финансируется Министерством экономики. Подавляющая часть финансовой поддержки предоставляется химико-фармацевтической промышленности, электронике, а также металлургии. Решающее значение имеет льготное кредитование (ок. 80— 90% всех средств) на стадии опытно-конструкторских работ. В дальнейшем широко используется предоставление налоговых льгот.
Для поддержки университетских исследований создан национальный фонд «НФВС-ФНРС». Особенно активен Центр исследований развития при Университете Антверпена (им была подготовлена модель новой специализации национальной экономики). Особых успехов добилась группа университетских центров в разработке новой энергетической программы (переориентация с угля на другие источники), а также программы эффективного использования бельгийского морского побережья (создание единого портового комплекса Антверпен—Гент—Зебрюгге). Заметна роль и трёх международно известных университетов: в Лувене (старейший в стране, основан в 1426), Льеже и Брюсселе.
Культура, литература и искусство развивались до формирования Б. как независимого государства на основе валлонского наречия французского языка и на фламандском (или брабантском) наречии южнонидерландского диалекта. В период борьбы за национальный суверенитет (1830-е гг.) с Нидерландами литературным языком становится французский, который вытеснил валлонский. В 1946 была осуществлена унификация орфографии фламандского языка с нидерландским (голландским).
В валлонской литературе Средних веков особо выделялось творчество поэта эпохи Возрождения Жана Лемера де Бельж (1473—1516). Первым произведением, получившим мировое признание, стала «Легенда об Уленшпигеле и Ламе Гудзаке» (1867), написанная Шарлем де Костером (1827—79). Крупнейшим поэтом символизма считается Эм. Верхарн (1855—1916).
Во фламандской литературе после образования бельгийского независимого государства преобладали декадентские школы. Кумиром был поэт-символист Карл Ван де Вустейн (1875—1929). Фламандская школа изобразительного искусства, которая сложилась в 17 в. в результате отделения Фландрии от Нидерландов (уроженцами этой части страны были П. Брейгель и П. Рубенс), оказала огромное воздействие на всю бельгийскую культуру. Ее последователями можно считать многих известных бельгийских мастеров живописи, скульптуры, графики (Г. Ваперс, Л. Галле, К. Менье и др.). Процесс формирования единой культуры в стране, не имеющей собственного языка, продолжается с большими сложностями.
Автор статьи: Ю.И. Юданов

Энциклопедия стран мира. — М.: НПО «Экономика», РАН, отделение общественных наук. . 2004.

Синонимы:

Смотреть что такое "БЕЛЬГИЯ" в других словарях:

  • Бельгия — Королевство Бельгия, гос во в Зап. Европе. Гос во Бельгия (франц. Belgique, фламанд. Belgie) провозглашено в 1830 г., названо по образованной в 27 г. до н. э. рим. пров. Бельгика (Gallia Belgica), которая называлась по кельт, племени белей.… …   Географическая энциклопедия

  • Бельгия — Бельгия, Брюссель. Королевский дворец. БЕЛЬГИЯ (Королевство Бельгия), государство в Западной Европе, на северо востоке омывается Северным морем. Площадь 30,5 тыс. км2. Население 10,02 млн. человек (фламандцы, валлоны и др.). Официальные языки… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БЕЛЬГИЯ — (Королевство Бельгия), государство в Западной Европе, на северо востоке омывается Северным морем. Площадь 30,5 тыс. км2. Население 10,02 млн. человек (фламандцы, валлоны и др.). Официальные языки нидерландский, французский, немецкий. Верующие… …   Современная энциклопедия

  • Бельгия — (Королевство Бельгия) государство в Западной Европе. Площадь 30,5 тыс. км2. Население свыше 10 млн. чел. Столица Брюссель …   Исторический словарь

  • Бельгия —         (франц. Belgique; флам. Belgiё), Королевство Бельгия (франц. Royaume de Belgique; флам. Koninkrijk Belgiё), гос во в Зап. Европе. Граничит на Ю. З. с Францией, на С. с Нидерландами, на В. с ФРГ и Люксембургом. На С. З. омывается Северным… …   Геологическая энциклопедия

  • Бельгия —         (Belgique, Belgie), Королевство Бельгия, государство в Западной Европе, на южном берегу Северного моря. На территории Бельгии сохранились памятники искусства кельтов и древних римлян. В средние века богатые торгово промышленные города… …   Художественная энциклопедия

  • БЕЛЬГИЯ — (франц. Belgique, флам. Belgie), Королевство Бельгия (франц. Royaume de Belgique, флам. Koninkrijk Belgie), гос во в Зап. Европе. Пл. 30,5 т. км2. Нас. 9,86 млн. ч. (1983). Столица Брюссель (1 млн. ж., 1981). Б. высокоразвитая индустр. страна. В… …   Демографический энциклопедический словарь

  • бельгия — сущ., кол во синонимов: 1 • страна (281) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Бельгия — (Belgium), гос во в Сев. Зап. Европе. До 1795 г. года завоевания Францией называлась Австрийскими Нидерландами и управлялась из Вены. В 1815 г. стала одной из пров. Нидерландского королевства (Нидерланды), в 1830 г. в рез те нац. рев ции… …   Всемирная история

  • БЕЛЬГИЯ — БЕЛЬГИЯ. Площадь 30.444 кв. км, население (на 31 декабря 1925 г.) 7.811.876 чел., из них 3.859.600 мужчин и 3.952.276 женщин; плотность населения 257 ч. на кв. км (самая высокая из всех государств). На 31 декабря 1913 г. население Б. составляло 7 …   Большая медицинская энциклопедия

  • БЕЛЬГИЯ — Ее площадь составляет 30 тыс.кв.км” население около 10 млн.человек. Это индустриальная страна с хорошо развитым сельским хозяйством. Более 3/4 площади заняты низменностями. Высота горного массива не превышает 400 600 м. Сельское хозяйство носит …   Мировое овцеводство

Книги

Другие книги по запросу «БЕЛЬГИЯ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»