ИТАЛИЯ

ИТАЛИЯ
(Italia, Italy)
Общие сведения
Официальное название — Итальянская Республика (итал. La Repubblica Italiana, англ. The Italian Republic). Расположена в южной части Европы. Площадь 301,2 тыс. км2, численность населения 57,7 млн чел. (2002). Государственный язык — итальянский. Столица — г. Рим (2,6 млн чел., 1995). Государственный праздник — День Республики 2 июня (с 1946). Денежная единица — евро (с 2002, до этого лира).
Член международных организаций: ООН (с 1955), ЕС (с 1957), НАТО (с 1949), «большой семёрки» и др.
География
Расположена между 12°50 восточной долготы и 42°50 северной широты. Омывается морями: Адриатическим — на северо-востоке и востоке, Лигурийским — на северо-западе, Тирренским — на западе, Ионическим — на юго-востоке, Средиземным — на юге. Береговая линия протяжённостью 7375 км сравнительно слабо расчленена, почти все крупные порты (за исключением Неаполя, Салерно, Таранто и Кальяри) сооружены в искусственных гаванях. Территория включает два крупных острова — Сицилию и Сардинию, сравнительно небольшие острова Эльба (входит в Тосканский архипелаг), Искья, Капри, Пантеллерия и несколько групп мелких (Понцианские, Липарские, Эгадские, Тремити). Крупнейшие заливы — Генуэзский и Венецианский на севере, Таранто на юге. Граничит на севере со Швейцарией, Францией, Австрией и Словенией, а также с Сан-Марино и Ватиканом (анклавы).
Горы и возвышенности занимают 76,8% территории. На севере окаймлена высочайшей в Европе системой Альп, имеющей пять вершин высотой более 4 тыс. м (Монте Бьянко, Монте Червино, Монте Роза, Гран Парадизо и Пиццо Бернина), с севера на юг проходят Апеннины с высшей точкой 2914 м. Реки протяжённостью более 300 км: По, Адидже, Тибр и Адда. Площадь бассейна По ок. 1/4 национальной территории. В предгорьях и горных районах Альп, на Адриатическом побережье много озёр, 5 из которых площадью более 100 км2 (Гарда, Маджоре, Комо, Тразимено и Больсена). В стране много искусственных водохранилищ. Равнины располагаются в прибрежных районах и по течению рек. Крупнейшая из них — Паданская (долина р. По), житница И. Почвы разнообразны — от горно-луговых и горно-лесных на севере до коричневых субтропических на острове Сицилия. На побережье Лигурийского и Тирренского морей на известняках сформировались красноцветные средиземноморские почвы, особенно благоприятные для выращивания фруктовых деревьев и винограда. Встречаются вулканические, болотистые, аллювиальные почвы.
Леса, на 95% расположенные в гористых местностях, занимают 23% территории (что ниже среднеевропейского показателя). Растительный мир включает среднеевропейские (дуб, береза) и вечнозелёные породы (каменный и пробковый дуб, пиния, пальма, лавр и др.). Преобладают культурные виды, прежде всего субтропические — цитрусовые, оливы, миндаль, гранат, инжир, плантации пробкового дуба. В горах выражена высотная поясность — от субтропической растительности у подножия Апеннин до мхов с лишайниками у кромки ледников. Фауна включает небольшое число крупных диких животных (медведь, волк, серна, косуля) в труднодоступных горных районах, более широко распространены кабаны и лисы, много мелких хищников и грызунов. Насчитывается до 400 видов птиц. Главные породы морских рыб — кефаль, треска, сардины, тунец, камбала, речных — карп, форель, угорь. Разнообразны другие «дары моря» — моллюски и пр. Для охраны флоры и фауны создано 4 национальных парка общей площадью ок. 2 тыс. км2.
Полезными ископаемыми И. сравнительно небогата, исключая крупнейшие месторождения киновари (ртуть) и значительные запасы природных строительных материалов — известняка, доломитов, мрамора, гранитов, глин, гипса, асбеста, мергелей, пуццолана и пр. Имеются месторождения магния, сурьмы, природного газа, пиритов, калийных солей, серы.
Климат на большей части территории субтропический, но вытянутость с севера на юг и гористость вызывают большие различия между районами — от умеренно тёплого климата Паданской равнины до ярко выраженного субтропического на острове Сицилия. Средняя температура января в долине По — около нуля, на юге и островах +8—10°С; средняя температура июля в долине По +23—24°С, на юге и островах +26°С. Климат Альп изменяется с высотой от умеренно тёплого до холодного. В верхней части Апеннин климат холодный, в замкнутых межгорных долинах — резкоконтинентальный. Приморские районы отличаются мягкостью климата, разница средних температур января и июля составляет 15°.
Население
Динамика населения в целом неблагоприятна. За 1985—2002 (последний год — оценка) рождаемость снизилась с 9,9 до 8,9‰, смертность увеличилась с 9,5 до 10,1‰, общее число детей, приходящихся на одну женщину, упало с 1,35 до 1,19. Детскую смертность удалось сократить с 10,0 до 5,8 чел. на 1000 новорождённых. Рождаемость снижалась с сер. 1960-х гг., недостаточна для обеспечения естественного прироста. Показатели хуже среднеевропейских и отражают интенсивное старение населения.
По величине индекса старения (соотношение возрастной группы 65 лет и старше к группе 0—14 лет) — 127 — И. стоит на первом месте в Европе. За последние 20 лет численность группы 0—14 лет сократилась с 22,6 до 14,4%, а группы 65 лет и старше выросла с 13,9 до 18,2%. Индекс зависимости (отношение возрастной группы 65 лет и старше к группе 15—64 года) повысился за тот же период с 20,3 до 27,1. Данное обстоятельство является одной из причин изменения возраста выхода на пенсию, предусмотренного законодательством 1990-х гг., с 60 лет для мужчин и 55 для женщин на 65 лет для обоих полов (этот переход будет осуществляться постепенно). В то же время И. имеет один из лучших в Европе показателей средней продолжительности жизни — 79,2 года. За 1970—2002 он повысился с 69,0 до 76,1 года для мужчин и с 74,9 до 82,6 года для женщин.
Соотношение мужского и женского населения составляло в 2002 94:100, в т.ч. по возрастным группам: 0—14 лет — 106:100, 15—64 года — 99:100, 65 лет и старше — 70:100. Уровень грамотности среди лиц в возрасте 15 лет и старше — 98%. В городах с числом жителей св. 10 тыс. проживает 60% населения. Для севера и центра характерна плотная сеть малых городов с населением 10—30 тыс. чел., для юга — города-сёла, где одна часть населения занята в промышленности (чаще всего местного значения), а другая — в сельском хозяйстве. Продолжается процесс урбанизации: растёт число городов с населением св. 100 тыс. чел., появляются зоны сплошной городской застройки (например, Турин — Милан — Бергамо).
Св. 97% — итальянцы, говорящие на местных диалектах итальянского языка. На севере имеются немецкоязычные (район Трентино-Альто-Адидже), франкоязычные (Валле д'Аоста) и словенские (Триест-Гориция) районы, на юге — небольшое число этнических албанцев и греков. С 1973 сальдо миграции положительное; сложились общины (тыс.чел., 2000): марокканцев (170), албанцев (130), филиппинцев (65), югославов (57), тунисцев (55), китайцев (50). Внутренние миграционные потоки направляются с юга на север.
Подавляющее большинство итальянцев — католики латинского обряда. Имеются общины протестантского и иудейского вероисповедания, благодаря иммиграции растёт мусульманская прослойка.
История
Постоянное население Апеннинского полуострова сложилось к 8 в. до н.э. В 4—2 вв. до н.э. происходит возвышение Рима, возникает империя, простирающаяся далеко за пределы современной И. В 5—6 вв. н.э. нашествия варваров полностью разоряют страну, воцаряется политическая раздробленность. Начиная с 962 попыткам императоров «Священной Римской империи германской нации» утвердить свою власть на территории севера и центра И. противостоит возникшая в 8 в. Папская область. На юге, захваченном норманнами, в 12 в. возникает Королевство Сицилии, вступающее в союз с папским престолом. В 1176 Ломбардская лига североитальянских городов, усилившихся благодаря торговле с Востоком, при поддержке папы одерживает победу при Леньяно над Фридрихом I Барбароссой. Однако на большей части территории не прекращается междоусобная борьба между гибеллинами (сторонниками императора) и гвельфами (сторонниками папы).
Экономическое процветание севера сопровождается установлением власти тиранических династий в большинстве городов-республик. Генуя, Флоренция, Венеция и Милан борются за господство на полуострове. Флорентийские банкиры с их передовой техникой финансовых операций выходят на лидирующие позиции в Европе. В 14—16 вв. И. становится родиной европейского Возрождения; глубоко укоренившийся политический партикуляризм только способствует умножению очагов развития искусства и культуры, многообразию художественных школ и традиций. В то же время возникает инквизиция, пытающаяся наряду с ересями искоренять и критику, обличающую развращённые нравы папского двора и религиозных орденов.
С кон. 15 в. политически раздробленная И. становится объектом борьбы между Испанией и Францией, приводящей в 1559 к захвату испанскими войсками большей части полуострова. Вместе с этим королевством итальянские земли переживают его затяжной упадок, а затем становятся ареной «войны за испанское наследство» (1701—13), в результате которой большая их часть переходит под власть австрийских Габсбургов. Борьба обоих царствующих домов за итальянские владения продолжается до сер. 18 в.
С 1794 итальянская политическая карта перекраивается в ходе военных экспедиций Наполеона Бонапарта, под контролем которого к 1809 оказывается весь полуостров. Наполеон проводит политику уничтожения «старого порядка», вводя законодательство, отменяющее феодальные привилегии и секуляризующее владения церкви. Венский конгресс 1815 восстанавливает в И. господство австрийских Габсбургов; но Неаполитанское королевство, Папская область и Сардинское королевство (с центром в Пьемонте) остаются самостоятельными. Идеи Просвещения и Французской революции питают буржуазно-демократические (Мадзини) и либеральные (Джоберти, Д'Адзелио) освободительные движения. В 1830 и 1848 во многих городах происходят народные выступления. В Пьемонте либеральная партия во главе с К. Кавуром (премьер-министр с 1852) ведёт политику объединения итальянских земель вокруг Савойской династии. В мае 1860 этой политике оказывает решительную поддержку военная экспедиция Дж. Гарибальди. В марте 1861 провозглашается создание Итальянского королевства, в 1871 присоединением Рима и упразднением светской власти пап завершается объединение И.
На рубеже 19—20 вв. экономика вступает в полосу подъёма, однако нерешённость аграрной проблемы вызывает рост социальной напряжённости. Атмосфера межимпериалистического соперничества в Европе захватывает и И.: она инициирует войны с Турцией, захватывает Ливию и Додеканезские острова, вступает в 1-ю мировую войну и аннексирует ряд территорий на своих границах. В условиях нарастающего кризиса послевоенной политической системы и революционного брожения в стране крупная буржуазия решает оказать поддержку Б. Муссолини, который с согласия короля Витторио-Эммануэле III устанавливает в 1925 фашистскую диктатуру. Этот период итальянской истории характеризуется радикальной перестройкой экономических и политических институтов на началах дирижизма и автаркии, широким использованием национально-популистской риторики, усилением позиций монополистического капитала и милитаризацией страны. В области внешней политики И. берёт курс на агрессивное перекраивание политической карты мира в союзе с родственными режимами. В июле 1940 она объявляет войну Великобритании и Франции, в 1941 вступает в войну с СССР.
Падение режима Муссолини в июле 1943 и военный разгром стран «оси» открыли демократический этап развития И. 10 июня 1946 провозглашена республика, в 1947 принята демократическая Конституция. Политика нового руководства страны исходит из принципов «европеизма» в увязке с «атлантизмом». В 1949 И. присоединяется к НАТО, в 1951 — к Европейскому объединению угля и стали, в 1957 становится одной из стран-основательниц Общего рынка (Римский договор), в 1955 вступает в ООН. Принятие Плана Маршалла помогает быстро восстановить разрушенное войной хозяйство. На юге с 1950 проводится аграрная реформа, в результате которой появляется многочисленный класс мелких земельных собственников; создаётся государственный орган Касса Юга, финансирующий крупные вложения в инфраструктуру и промышленность этого района; в рамках «плана Ванони» (1955—64) проводятся общественные работы и создаются сотни тысяч рабочих мест. На рубеже 1950—60-х гг. темпы роста экономики резко ускоряются («итальянское чудо»), закладываются основы современного социального государства. На протяжении следующего десятилетия страна становится индустриально-аграрной и вступает в круг ведущих держав западного мира.
В 1970-х гг. в И., бессменно руководимой Христианско-демократической партией (ХДП), обостряется политическая борьба вокруг проблемы демократического использования потенциала государственного сектора, в который перешло ок. 60% национальной экономики, и участия левых сил в управлении страной. В 1976 Итальянская коммунистическая партия (ИКП) одерживает крупную победу на парламентских выборах; руководитель левого крыла ХДП А.Моро склоняется к созданию правительства с участием коммунистов, но его убивают «красные бригады». В 1979 лидер Итальянской социалистической партии (ИСП) Б. Кракси впервые входит в правительство в качестве премьер-министра. Однако подспудное развитие политического кризиса продолжается, и в нач. 1990-х гг. происходят системные потрясения (операция «чистые руки»), завершающиеся полной сменой политического ландшафта. С этого момента И. переживает этап структурных реформ, проводимых сменяющими друг друга коалиционными правительствами левого и правого центра.
Государственное устройство и политическая система
И. — «демократическая республика, основой которой является труд», говорится в Конституции, принятой в 1947. Административное деление включает три вида единиц: районы (их 20), провинции (94) и коммуны, т.е. муниципалитеты (ок. 1 тыс., идёт укрупнение). Принято разделять экономические районы Севера (Ломбардия, Пьемонт, Лигурия, Венето, Эмилия-Романья, Валле д'Аоста, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия), Центра (Лацио, Тоскана, Умбрия, Абруцци, Марке) и Юга (Кампания, Молизе, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния). Крупнейшие города (более 1 млн чел., 1995): Рим, Милан и Неаполь. Крупные урбанизированные зоны сложились вокруг городов Турин, Генуя, Венеция, Болонья, Флоренция, Бари, Палермо, Катания и Кальяри.
Управление государством осуществляется в соответствии с конституционными принципами и нормами гражданского права. Высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент, высший орган исполнительной власти — кабинет министров (правительство). Глава государства — президент. Глава высшего органа законодательной власти — спикер верхней палаты парламента. Глава высшего органа исполнительной власти — премьер-министр.
По характеру распределения прерогатив в системе власти И. является парламентской республикой. Нижняя палата (палата депутатов) избирается сроком на 5 лет, верхняя (Сенат) — на 6 лет всеобщим прямым голосованием; в первом случае избирательным правом пользуются граждане, достигшие 18 лет, во втором — 25 лет. Новый избирательный закон 1993 заменил пропорциональную систему голосования смешанной, с преобладанием мажоритарного принципа. В палате депутатов 3/4 мест заполняются на мажоритарной основе, остальные — пропорционально голосам, поданным за общенациональные партийные списки, с учётом порога доступа (4%). В Сенате 3/4 мест заполняются мажоритарным, остальные — пропорциональным голосованием по районам, причём каждая партия может выставить в избирательном округе не более одного кандидата. Небольшое число сенаторов за особые заслуги перед страной может быть назначено пожизненно.
По итогам выборов президент назначает премьер-министра, который формирует состав правительства и представляет его на утверждение президенту, а затем парламенту. Правительство ответственно перед парламентом. Наличие в этом органе большого числа фракций и неустойчивость партийных коалиций обычно приводили к частой смене кабинетов. Правительство С.Берлускони, пришедшее к власти в 2001, является 59-м по счёту за послевоенный период.
Президент (согласно закону он не может быть моложе 50 лет) избирается коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат и 58 представителей районов, сроком на 7 лет. Для избрания требуется квалифицированное большинство в 2/3 голосов, но если кандидатура не проходит после 3-го голосования, становится достаточным простое. Президент может распускать парламент, но не позднее чем за 6 мес. до окончания срока его полномочий.
Выдающимися деятелями послевоенного периода были: А. де Гаспери — лидер ХДП и премьер-министр в 1945—53, сыгравший ведущую роль в определении стратегии внутренней и внешней политики И. на этапе перехода к демократии; Л. Эйнауди — первый президент страны, видный экономист; Э. Маттеи — основатель и президент государственного нефтяного холдинга ЭНИ; Дж. Андреотти — член руководства ХДП, начиная с 1946 постоянный член парламента, неоднократно возглавлявший правительство или занимавший высокие руководящие посты.
Высшим органом судебной власти является Конституционный суд. Он состоит из 15 судей, треть которых назначает президент, треть избирается парламентом, а треть избирается обычным и административным Верховными судами.
Система исполнительной и законодательной власти на местах переживает период трансформации. С 1990-х гг. в стране происходит законодательный сдвиг — передача части управленческих функций (а также финансовых и кадровых ресурсов) из центра на периферию. В 1993 введены прямые выборы мэров городов с населением св. 15 тыс. чел. и провинций, мажоритарная система выборов в местные законодательные органы (джунты); с 2000 прямым голосованием избираются и главы районов. Важным событием стал пересмотр в 2001 одной из статей Конституции, что дало районам законодательные права по широкому кругу вопросов, в т.ч. право вносить изменения в свои статуты без обязательного одобрения их центром. Всё это реально увеличило автономию региональных и местных органов власти. Одновременно повысилась роль функциональных автономий — парагосударственных организаций, обладающих специфической формой самоуправления и тесно взаимодействующих с властями в решении местных задач (торговые палаты, университеты, местные ярмарки, некоторые центры здравоохранения, консорциумы, межмуниципальные предприятия сферы услуг и т.п.). Появилась и новая структура — совещания, представляющие собой органы постоянного взаимодействия центральной администрации с региональными и местными звеньями власти на консультативной основе. Круг вопросов, входящих в сферу деятельности негосударственных структур и институтов местного самоуправления, постоянно растёт, что создаёт предпосылки для федеративного переустройства. Однако возникающая система пока не может быть охарактеризована как федерализм, поскольку верхняя палата парламента юридически не является палатой региональных автономий. Начавшаяся реформа носит в известной степени импровизационный характер: механизм передачи управления на субнациональные уровни недостаточно проработан, многие вопросы разделения полномочий между районами, провинциями и муниципалитетами до конца не прояснены.
Партийная система И. в нач. 1990-х гг. подверглась глубоким изменениям. Предшествовавшая ей система характеризовалась как «несовершенная двухпартийность», поскольку не допускала обычного для демократического государства чередования у власти двух ведущих партий или блоков. Фактической монополией на власть обладала ХДП, вторая крупнейшая политическая сила — ИКП в условиях «холодной войны» была обречена оставаться в оппозиции. Коалиционные правительства во главе с ХДП формировались на основе политического торга, скрепляемого распределением постов в государственном секторе. Это породило массовую коррупцию. По оценкам экспертов, размах нелегального финансирования партий, участвовавших в дележе бюджетных средств через размещение контрактов, подрядов и т.п., достигал 50—100 млрд долл. в год. В 1992 группа миланских прокуроров во главе с А. ди Пьетро начала расследовать коррупционные связи партийных лидеров и бизнес-элиты. В эту операцию («чистые руки») оказались вовлечены более 100 депутатов парламента, многие министры, видные представители промышленного и финансового мира. Её огромный общественный резонанс, волна отставок, арестов и т.д. в условиях развивающегося экономического кризиса привели к слому всей прежней партийной системы. ХДП раскололась и сошла с политической сцены, оставив на ней три небольших группировки. ИСП практически исчезла, как и небольшие «буферные» партии социал-демократов и республиканцев. Из неофашистского Итальянского социального движения выделился Национальный альянс, отмежевавшийся от идеологических корней своего предшественника. ИКП, ещё ранее преобразовавшаяся в Демократическую партию левых сил (ДПЛС), утвердилась как главная альтернативная левая сила. Возникли новые партии — на правом фланге «Вперёд, И.» и Северная лига, на левом — «Рифондацьоне комуниста» (сторонники марксистского курса). Этот радикальный сдвиг, означавший практическое исчезновение прежнего политического класса, положил начало становлению новой, двухполюсной партийной системы.
В 2002 в стране насчитывалось 16 партий, большая часть которых входила в лево- и правоцентристскую коалиции. К первой («Оливковое дерево») относились: ДПЛС, объединение «Маргаритка» (Народная партия, Итальянское возрождение, Союз демократов для Европы, Демократическая партия), объединение «Подсолнечник» (Федерация «зелёных», Итальянские демократы-социалисты) и Итальянская коммунистическая партия. Во вторую («Дом свободы») входили: «Вперёд, И.», Северная лига, Национальный альянс и объединение «Белый цветок» (Христианско-демократический центр и Объединённые христианские демократы). Неприсоединившимися остались радикалы, партия Южного Тироля и Социалистическое движение. Ведущая сила первого блока — ДПЛС, второго — «Вперёд, И.»; лидеры блоков — Ф. Рутелли и С.Берлускони.
В 1992—94 и 1995—2001 у власти находились левоцентристские коалиции во главе с Дж. Амато, К. Чампи, Л. Дини, Р. Проди и М. Д'Алема, с апреля 1994 по январь 1995 — первое правительство С.Берлускони.
На выборах 2001, проведённых по новой системе, правоцентристский блок получил большинство в обеих палатах парламента — 367 мест в нижней и 177 в верхней (из них на долю «Вперёд, И.» пришлось соответственно 189 и 82 места). Левоцентристская коалиция получила 248 мест в нижней палате и 128 в верхней (в том числе ДПЛС — соответственно 138 и 62).
Ведущие организации деловых кругов сформированы по отраслевому признаку: в промышленности — Конфиндустрия, в торговле — Конфкоммерчо, в сельском хозяйстве — Конфагрикультура, в сфере малого бизнеса и ремёсел — Конфапи, в финансовом секторе — Ассоциация итальянских банков (АБИ) и Ассоциация сберегательных касс (АКРИ). Эти головные («зонтичные») организации выступают как группы давления в диалоге с социальными партнёрами и правительством. Самая влиятельная из них — Конфиндустрия (Конфедерация итальянских промышленников), основанная в 1910, объединяет 106 территориальных и 99 отраслевых ассоциаций, которые в свою очередь сгруппированы в региональные и отраслевые федерации. Конфиндустрия имеет представительство в ЕС и широкие международные связи.
Сфера труда также хорошо организована. В стране сложилось три крупных профсоюзных объединения: Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ), основанная в 1906 и исторически связанная с левыми партиями, насчитывает 5,3 млн членов (главным образом «синие воротнички») и имеет прочные позиции на Севере; Итальянская конфедерация профсоюзов трудящихся (ИКПТ), по традиции связанная с христианско-демократическим движением, объединяет 4,3 млн чел. (в основном «белые воротнички») и широко представлена на Юге, а также в государственном аппарате; Итальянский союз труда (ИСТ), ориентированный на социал-демократов и республиканцев, имеет численность 1,8 млн чел. (преимущественно менеджеры среднего звена). Есть также автономные профсоюзы — например, работников железных дорог.
Кооперативный сектор экономики имеет аналогичные организации. Крупнейшая из них — Национальная лига кооперативов и обществ взаимопомощи (НЛКОВ) — создана в 1893 и исторически связана с левым движением. Её трёхступенчатая структура построена как сеть отраслевых ассоциаций и областных комитетов, опирающаяся на местные комитеты («Федеркооп»), ассоциации и консорциумы. Второе ведущее объединение — Конфедерация итальянских кооперативов (КИК) — создано в 1919 на христианско-демократической основе. В 2002 в НЛКОВ насчитывалось 11,4 тыс. кооперативов с 5,1 млн членов, в КИК — 17,8 тыс. кооперативов с 2,7 млн членов. Есть также два меньших по размерам объединения и определённая часть кооперативов, не входящих ни в одну из этих организаций. Кооперативные структуры развивались в Италии со 2-й пол. 19 в., в ряде районов Севера и Центра их социальная роль очень велика.
Важное место в системе общественных организаций занимают Торговые палаты промышленности, сельского хозяйства и ремёсел. Их сеть включает 94 провинциальных палаты, объединённых в головную организацию «Уньонкамере». Имеется также зарубежная сеть, в т.ч. двусторонние палаты, действующие параллельно в И. и других странах (итало-русская и российско-итальянская палаты были созданы в Милане в 1909 и в Санкт-Петербурге в 1911).
Вокруг партий, профсоюзов, кооперативных объединений, церкви, а также независимо от них в стране активно действует св. 220 тыс. общественных организаций и групп различной окраски, образующих ткань гражданского общества. Согласно первому цензу некоммерческих организаций (1999), 2/3 из них относятся к сфере культуры, спорта и организации досуга. В общественных организациях работает 630 тыс. чел. оплачиваемого персонала и 3,2 млн волонтёров. По данным опросов, ок. 25% взрослого населения имеет опыт участия в деятельности религиозных организаций. К влиятельным элементам гражданского общества относятся и упоминавшиеся выше структуры, взаимодействующие с органами местной власти, — функциональные автономии и совещания.
Внутренняя политика последних 10—15 лет может быть охарактеризована как постепенный и пока незавершённый переход от 1-й ко 2-й республике. Основные составляющие этого процесса — изменение избирательного закона, расширение прав местных властей, обновление политического класса, разблокирование механизма ротации партийных коалиций у власти, наметившаяся тенденция усиления полномочий президента (обсуждается возможность прямых выборов на этот пост). Политический процесс опирается на широкую программу структурных реформ, инициированную силами левого центра. Приход к власти правоцентристов изменил лишь тактическую позицию правительства в проведении этих реформ, оставив прежним их общий вектор. Роль ЕС и других внешних факторов во внутриполитической жизни И. возрастает.
Общественно-политическая система опирается на развитый механизм демократии и приверженность большинства населения идеям парламентаризма, политического и культурного плюрализма, реформистского пути развития. Слабым местом этой системы является незавершённость процесса национальной консолидации — сохранение традиций регионального партикуляризма и особенно глубоких социокультурных различий между Севером и Югом. Отсюда латентная политическая неустойчивость и, как следствие, торможение необходимых стране реформ.
Внешняя политика с первых послевоенных лет строилась на принципах европеизма и атлантизма. Основные направления деятельности И. на международной арене определялись фактом её принадлежности к НАТО и ЕС. Однако большой авторитет левых сил в стране обязывал её правящие круги учитывать их позицию при выработке внешней политики. На рубеже 1950—60-х гг. И. оказалась в числе первых на Западе стран, заключивших долгосрочные торговые соглашения и коммерческие сделки с СССР. Являясь одним из главных западных партнёров РФ, она активно высказывается за сближение РФ с ЕС, за создание общеевропейского экономического пространства.
Вооружённые силы И. включают Сухопутные войска, насчитывающие (1996) 175 тыс. чел. и 520 тыс. резервистов, ВМФ (44 тыс.), ВВС (67,8 тыс.) и корпус карабинеров (111,8 тыс.). Имеется корпус морской пехоты (0,6 тыс.). Главные морские базы располагаются в Специи, Неаполе, Таранто и Анконе, базы меньшей величины — в Бриндизи и Венеции. Воинская обязанность для мужчин установлена с 18 лет, срок службы — 12 мес. Военные расходы в 2002 составили 20,2 млрд долл. (1,6% ВВП).
И. имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в 1944).
Экономика
И. — высокоразвитая страна, входящая в «семёрку» лидеров современного мира. В 2001 удельный вес её ВВП в мировом производстве был равен 3,1%, экспорте товаров и услуг — 4,0%, численности населения — 0,9% (в совокупном производстве, экспорте и населении промышленных стран — соответственно 5,6; 4,0; 5,3). В 2002 итальянский ВВП с учётом покупательной стоимости валют составлял 1438 млрд долл., в расчёте на душу населения — 25 тыс. долл. (28-е место в мировом рейтинге). По конкурентоспособности она находилась на 39-м месте, уступая всем странам ЕС (оценка Всемирного экономического форума).
На протяжении послевоенного периода, вплоть до нефтяного кризиса 1970-х гг., И. была второй по среднегодовым темпам роста ВВП и производительности труда среди ведущих стран Европы (после ФРГ) и четвёртой в капиталистическом мире (с учётом Японии и Южной Кореи), а по темпам роста инвестиций занимала седьмое место. Трудности последующих лет и особенно перестройка социально-экономической системы, начавшаяся в 1990-х гг., заметно сократили этот динамизм. Среднегодовые темпы роста в 1994— 2002 были ниже средних для ЕС (1,9% против 2,4%). Ухудшились и внешнеэкономические позиции страны. Принадлежащая ей доля мирового рынка (по добавленной стоимости), поднявшаяся за 1950—80 с 2,0 до 4,5%, вновь сократилась. В области торговли машинами и оборудованием, где И. принадлежит 9,6% мирового экспорта, особенно заметным было снижение её доли в экспорте автомобилей и запчастей к ним (с 3,6 до 3,0% за последние 5 лет), электротехнического и точного оборудования (с 2,1 до 1,8%). По темпам среднегодового роста почасовой производительности труда в обрабатывающей промышленности И. также уступала другим ведущим странам (0,9% против 4,5% в США, 4,6% во Франции за те же годы).
Отличительная черта итальянской экономики — резкие межрегиональные различия по уровню развития и благосостояния. Производство на душу населения на Юге составляет ок. 60% показателя остальной части страны, разрыв между районами достигает 2,2 раза (Эмилия-Романья — Калабрия); по обеспеченности инфраструктурой он ещё больше — 4,2 раза (Лигурия — Апулия). Уровень безработицы на Севере — 4,0% (женской — 5,8%), на Юге — 18,3% (женской — 26,4%). Ок. 40% занятых в сельском хозяйстве Юга и около 30% в строительстве работают в теневом секторе.
В структуре ВВП (% по добавленной стоимости) доля промышленности составляет 25,8 (в т.ч. обрабатывающей — 22,8), сельского хозяйства — 3,2, строительства — 5,5, сферы услуг — 65,5. В структуре занятости они занимают соответственно 21,7 (21,0); 5,5; 6,9; 65,9. Масштабы теневой экономики оцениваются в 25—30% ВВП. Неформальная трудовая деятельность охватывает 20% трудоспособного населения. Самым распространённым её видом является совместительство — официально декларируемое (ок. 1 млн чел.) или неофициальное, особенно широко представленное неполной занятостью в сельском хозяйстве (ок. 7 млн). На Юге основой благосостояния некоторой части населения служит криминальный бизнес. Ок. 3% работающего населения — иммигранты.
Соотношение между численностью занятых и трудоспособным населением в И. самое низкое в ЕС (55,2% против 64,2%), особенно в женском сегменте (41,9% против 55,5%). Безработица составляет 9,0% активного населения против 7,6% в ЕС. Она особенно заметна в женском сегменте, где достигает 31,4% в возрастной группе 15—24 года. Структура занятости отличается от среднеевропейской высоким удельным весом «независимых» работников (27,4% против 15,6%). Заметно реже, чем в среднем по ЕС, применяются такие формы занятости, как неполный рабочий день (8,6% общей численности работников против 18,1%) и временные контракты (9,9% против 13,0%).
И. входит в ведущую европейскую четвёрку производителей стали и ферросплавов, электроэнергии, цемента и других основных видов продукции тяжёлой индустрии. Она является одним из мировых лидеров автомобилестроения (более 1 млн легковых автомобилей в год). Сильные экспортные позиции И. занимает в производстве электробытовых товаров длительного пользования, конторского оборудования и вычислительной техники, машин и оборудования для обработки пластмасс, текстильной, обувной, пищевой и полиграфической промышленности. В то же время это один из ведущих мировых поставщиков продукции лёгкой промышленности: текстильных и швейных изделий, обуви, керамики и т.д. По выпуску обуви (более 400 млн пар в год) она уступает только США. Многие итальянские компании доминируют на мировых рынках готовой одежды. Важной экспортной отраслью является дизайн, приносящий стране ок. 10 млрд долл. в год.
Энергосырьевая база промышленности обеспечивается преимущественно за счёт импорта. Ввозится ок. 90% нефти, практически весь коксующийся уголь, более 90% железной руды, 2/3 марганцевой руды, а также руды легирующих металлов. В структуре производства электроэнергии 78% приходится на ТЭС, 20,2% — на ГЭС, 1,6% — на геотермальные источники, 0,4% — на использование энергии ветра; 16% электроэнергии импортируется. Север располагает 71,2% установленной мощности ГЭС и 44,4% — ТЭС.
Особенность итальянской промышленной структуры — в стране мало крупных ТНК и абсолютно преобладают малые и средние предприятия (МСП). Среди 500 ведущих мировых ТНК в 2001 насчитывалось лишь 8 итальянских, первая из которых, «ФИАТ», занимала 49-е место, а восьмая, пищевкусовая «Эдисон», — 353-е. В число 50 ведущих европейских ТНК входили только три итальянские компании, причём «ФИАТ» стояла лишь на 17-м месте. В мировом отраслевом рейтинге позиции итальянского крупного капитала были более впечатляющими: «Эдисон» занимала 2-е место, «ФИАТ» и нефтеперерабатывающая ЭНИ — 7-е, телекоммуникационная «Оливетти» — 10-е. Кроме того, итальянский крупный капитал заметен в страховом бизнесе и в банковской сфере. Широкое присутствие итальянского бизнеса на внешних рынках в значительной мере обеспечивается деятельностью средних и малых компаний, многие из которых не только экспортируют свою продукцию, но и создают зарубежное производство.
На предприятия с числом занятых до 10 чел. приходится 94,8%, до 20 чел. — 98,0% действующих в стране производственных единиц, с числом занятых 250 чел. и больше — 0,1%. Средний размер предприятий по этому показателю вдвое ниже, чем в ЕС. Прослойка крупных предприятий (более 500 чел.) сосредоточивает менее 15% занятых (против 40% во Франции и 50% в Великобритании). Тенденция к рассредоточению производства усиливается: за 1991—2001 средняя численность занятых на предприятии снизилась с 6,7 до 6,3 чел.
Малое и среднее предпринимательство образует основу промышленных округов (кластеров) — типичных для Севера и Центра территориально-производственных комплексов, функционирующих на основе специализации и кооперирования в секторах производства, составляющих международную специализацию И. В округах, которых насчитывается ок. 200, сосредоточено почти 45% занятых в промышленности; на них приходится более 40% национального экспорта. Многие округа отправляют за рубеж от 1/3 до 2/3 продукции, а некоторые и больше. Например, округ Прато (85 тыс. предприятий с 44 тыс. занятых) экспортирует 66% своего производства текстиля и готовой одежды; он один обеспечивает 10—11% этой статьи национального вывоза. Округ Монтебеллуна (416 предприятий с 8,8 тыс. занятых) экспортирует 73% своего производства спортивной обуви. Активная роль МСП в продвижении национальной продукции на внешние рынки является особенностью итальянской экономики. Имеются и округа, специализирующиеся на туризме, которых насчитывается ок. 300.
В округах благодаря сосредоточению технического опыта, информации, кадров, финансовых ресурсов (местные сбережения и малые банки) и производственных мощностей идёт непрерывный («возрастающий») процесс обновления и диверсификации выпускаемой продукции. Согласно проведённому в 2001 исследованию Комиссии ЕС, И. лидирует по интенсивности этого процесса (новая продукция составляла 13,5% годового оборота продаж против 6,5% в среднем для ЕС). Благодаря специфике своей инновационной модели И. удаётся сохранять статус мирового поставщика не только многих видов потребительской продукции, но и современного промышленного оборудования среднего технологического уровня.
В структуре сельскохозяйственного производства на продукцию земледелия приходится 95,4%, лесного хозяйства — 1,2%, рыболовства — 3,4%. И. является одним из мировых лидеров по производству «средиземноморских» видов продукции — оливкового масла, вина, субтропических фруктов и овощей. Зерновое хозяйство и животноводство развиты слабее. Высокопродуктивное аграрное производство сосредоточено на Севере, где используются современная техника и земледелие на орошаемых площадях. В остальных районах ирригация недостаточна, местами наблюдается эрозия почв.
Пригодная для использования площадь — 20,2 млн га, реально используется 74,4%, посевы занимают 41,6%. На производстве зерновых специализируется 16,4% хозяйств, а вместе с другими видами посевов — 26,0%. На орошаемых землях Паданской равнины выращивается рис, по урожайности которого И. входит в число мировых лидеров. Сбор зерновых в 2000 составил 20,6 млн т, в т.ч. пшеницы — 7,5 млн т. Производством «средиземноморских» культур занято 47,4% хозяйств, главным образом на Юге. На молочном животноводстве специализируется 2,3% хозяйств, мясном — 1,0% (оба направления характерны для Севера), на разведении овец и коз — 4,9% (Юг). Смешанную специализацию имеет 10,2% хозяйств.
Согласно цензу 1990, 95,7% собственников земли, на которых приходилось 70,3% используемой площади, обрабатывали её без найма рабочей силы. На 3,9% собственников, применявших наёмный труд, приходилось 29,1% используемой площади.
И. располагает плотной сетью железных дорог стандартной колеи общей протяжённостью 19,8 тыс. км, из которых 60% электрифицировано, и 1,0 тыс. км узкоколеек. Сеть шоссейных дорог с твёрдым покрытием имеет протяжённость 668,7 тыс. км, в т.ч. 6,5 тыс. км скоростных магистралей. Автопарк насчитывает 40 млн единиц (св. 32 млн — легковые, 2000). Небольшая сеть внутренних водных путей обслуживает товарные перевозки. Трубопроводы обеспечивают транспортировку природного газа (протяжённость — 19,4 тыс.км), нефтепродуктов (2,2 тыс. км) и сырой нефти (1,7 тыс.км). Воздушный транспорт располагает 135 аэропортами, в т.ч. международными — в Риме, Милане, Неаполе, Болонье, Генуе, Пизе, Турине и Венеции. Торговый флот насчитывает 467 крупных судов общим тоннажем 8499,3 тыс. т, из которых 62 — иностранные под итальянским флагом. На нефтеналивные суда приходится 40% тоннажа.
В 2000 по железной дороге было перевезено 82,2 млн т грузов и 431,5 млн пассажиров. Грузооборот составил 23,8 млн ткм и 431,5 млн пасс.-км. Морским транспортом было перевезено: под итальянским флагом — 154,6 млн т грузов и 79,8 млн пассажиров, под иностранным флагом — 308,5 млн т грузов и 5,7 млн пассажиров. Авиатранспорт осуществил перевозку 90,0 млн пассажиров. Национальные аэропорты приняли 605,4 тыс рейсов, пропустили транзитом 45,0 млн пассажиров, выгрузили 2454,0 тыс.т грузов и 511,1 тыс.т почты, отправили 3060,1 тыс.т грузов и 512,8 тыс.т почты.
Телефонная сеть обслуживается тремя спутниками связи и 21 линиями подводного кабеля. Телевизионное вещание ведут 358 станций. В сети Интернет работает 93 провайдера, число пользователей составляет 19,2 млн чел.
В отраслевой структуре сферы услуг на первом месте находится статья «торговля, ремесло и предложение товаров бытового назначения». Вклад этого сектора в ВВП 14,8%, доля в общей занятости 15,2%. На долю торговли (оптовой, комиссионной, розничной) в 1998 приходилось ок. 40% общего числа занятых сферы услуг, ок. 55% оборота продаж этого сектора и 1/3 добавленной стоимости. Соотношение оптовой (вместе с комиссионной) и розничной торговли по объёму продаж равнялось 1,5:1. Сеть розничной торговли насчитывала в 2001 636,5 тыс. точек, из которых 39,8% на Севере, 20,6% в Центре и 30,6% на Юге. Преобладают предприятия традиционного, «семейного» или индивидуального типа, специализированные на продаже определенного вида товаров. В среднем на 1 тыс. населения приходится 8 специализированных и 0,04 неспециализированной торговой точки. Средняя численность персонала на предприятии розничной торговли — 2,4 чел. В 2000 в стране имелось 6,2 тыс. супермаркетов и 301 гипермаркет.
И. — одна из стран-лидеров международного туризма (4-е место). Доходы этой отрасли в 2002 составили 10,4 млрд евро. Хорошо развит и внутренний туризм. В 2000 по количеству ночёвок коллективных туристов-резидентов в расчёте на 100 тыс. населения (338) И. далеко опережала средний уровень ЕС (297).
Крупными отраслями сферы услуг являются также финансовое посредничество (вклад в ВВП — 6,9%, доля в занятости — 2,6%), здравоохранение и связанные с ним общественные услуги (соответственно 5,1 и 5,6%), деятельность государственной администрации (5,5 и 6,6%). На долю «различных услуг предприятиям и частным лицам» приходится соответственно 11,1 и 10,8%.
Экономическая и социальная политика И. с нач. 1990-х гг. строится на основе структурных реформ, ставящих целью модернизацию экономики и социальной сферы в общих рамках углубления процесса европейской интеграции и гармонизации национального законодательства с нормативами ЭВС. Ключевыми направлениями этого нового курса были приватизация значительной части государственного сектора и бюджетно-финансовая стабилизация, соединившая в себе ряд институциональных преобразований — реформы налоговой и пенсионной системы, рынка труда, банковской системы и фондовой биржи, административного аппарата, регионального управления. Часть средств, полученных от приватизации, предполагалось использовать для погашения огромного государственного долга.
Программа приватизации, рассчитанная на ряд лет, включала акционирование главных государственных холдингов ИРИ и ЭНИ, ведущих институтов и финансовых учреждений публичного права, нескольких государственных монополий. Форма и сроки определялись применительно к каждому объекту. Приватизации подверглись более 30 крупнейших предприятий промышленности и сферы услуг, ведущие банки. В ряде случаев государство сохраняло за собой «золотую акцию». За 1994—2000 доходы казны от приватизации составили 122 трлн лир (ок. 6% ВВП).
Для оздоровления финансовой ситуации был проведён бюджетный манёвр, включавший сокращение ряда статей расходов и чрезвычайные налоговые меры (в т.ч. «европейский налог» на активы компаний). Был пересмотрен порядок расходования бюджетных средств на экономику Юга, где предполагается более эффективно использовать поступления из структурных фондов ЕС. Благодаря этим усилиям и поступлениям от приватизации И. удалось относительно быстро, за 1992—98, сократить бюджетный дефицит с 12,1 до 2,8% ВВП, а темпы инфляции до менее чем 2%. Это дало основание странам-партнёрам согласиться на присоединение страны к ЭВС уже в «первой волне», с января 1999.
Среднесрочная бюджетная политика направлена на ликвидацию дефицита, постепенное снижение налоговой нагрузки и увеличение вложений в инфраструктуру. Программа на 2002—06 содержит схему двухлетнего снижения налогов, стимулирующую капиталовложения (уже доказавшую свою эффективность в 1994— 96): 50% инвестиционных расходов, превышающих средний уровень 5 предшествующих лет, могут вычитаться из налогооблагаемого дохода. Меры по облегчению налоговой нагрузки, зафиксированные в очередном «социальном контракте», включают сокращение ставок подоходного и корпоративного налогов, а также социальных отчислений по региональному налогу на производственную деятельность. Правительство С. Берлускони делает упор на применение современных методов управления государственными активами (величина которых оценивается не менее чем в 1,3 трлн евро), привлекая на руководящие посты в госсекторе беспартийных технократов. Предпринимаются усилия к возвращению из-за рубежа капиталов, вывезенных с нарушением валютного и налогового законодательства (их объём достигает 40—50 млрд евро).
Параллельно была начата реформа рынка труда. Она включала согласованное с профсоюзами сдерживание роста заработной платы в обмен на среднесрочные меры властей и бизнеса по расширению занятости. С 1993 эти «социальные контракты» регулярно перезаключаются и вводятся как составная часть в среднесрочные «скользящие» бюджетные программы. Комплекс мер, расширяющих сферу занятости, включает: более широкое использование «нестандартного» найма — ученичества, неполного рабочего дня, временной занятости; допуск в сферу найма частных агентств (до недавнего времени она находилась в руках государства); в проблемных районах — соглашения социальных партнёров с местными властями по созданию новых рабочих мест. Делаются попытки «вывести на свет» хотя бы часть теневой занятости, но они пока не дают ощутимых результатов.
Важным направлением политики реформ стал пересмотр пенсионной системы, поглощавшей ок. 80% затрат на социальное обеспечение и накопившей огромный дефицит. Законодательство 1995—97 ставило целью упорядочение сложившегося, довольно «пёстрого» пенсионного режима (устранение ряда привилегий) и постепенный переход от распределительной системы к накопительной, а также постепенное снижение пенсионного возраста. Началось создание частных пенсионных фондов, куда, согласно имеющимся проектам, в перспективе перейдет до 2/3 трудящегося населения.
Новый курс предусматривает также проведение административной реформы, направленной на сокращение персонала, ликвидацию дублирующих структур и повышение качества услуг, в т.ч. путём перевода управленческого процесса на компьютерную основу («электронное правительство»).
Реформирование кредитно-денежной системы началось ещё с «развода» в 1981 Центрального банка (ЦБ) и казначейства, что означало отказ от существовавшего ранее порядка автоматического финансирования роста государственного долга в рамках политики бюджетной поддержки приоритетных направлений и отраслей. В 1993 ЦБ получил независимый статус. Законодательство 1993 и 1998 либерализовало огосударствленную в 1936 кредитно-денежную сферу, осуществив перевод банковской деятельности на предпринимательскую основу и ликвидировав административно установленную сегментацию рынка финансовых услуг. Специализированные кредитные институты публичного права, занимавшиеся долгосрочным кредитованием, были преобразованы в АО с продажей 49% их капитала на открытом рынке; коммерческим банкам теперь разрешалось владеть акциями нефинансовых предприятий и быть представленными в их административных советах. Ключевыми моделями новой структуры становились универсальный банк и многопрофильная финансовая группа. Реформа сохранила также статус кооперативного банка в обеих его формах — народного банка и банка кооперативного кредита (последний обслуживает сельскую среду и ремесленничество). Была либерализована и деятельность других финансовых посредников — инвестиционных фондов, компаний по операциям с ценными бумагами, факторинговых компаний и т.д.
В 2002 в банковской системе И. насчитывалось 814 учреждений, в т.ч. 253 акционерных банка, 60 иностранных филиалов, 40 народных банков и 461 банк кооперативного кредита. По масштабу операций различались банки национального значения (65,5% совокупного капитала и резервов), межрегиональные (10,3%), региональные (14,3%) и межпровинциальные и провинциальные (9,9%). Удельный вес этих категорий в общих активах банковской системы составлял соответственно (%): 65,1; 10,6; 14,5 и 9,7; в общем размере привлечённого капитала — 57,0; 13,1; 17,2 и 12,7. Местные банки, таким образом, играют большую роль в этой системе, аккумулируя до 30% сбережений. Доля филиалов иностранных банков в общих активах составляет 5,1%.
Реформа способствовала концентрации итальянского банковского капитала и упрочению его международных позиций. За 1993—2002 были проведены сотни операций по слиянию и поглощению, охватившие более 50% активов банковской системы. На 5 ведущих групп приходится 54% рынка банковских услуг (против 60% в среднем в Западной Европе). Изменилась структура собственности на банковский капитал: более 60% его, против 30% в 1992, котируется на бирже, численность владельцев акций достигла 2 млн чел. Высокая норма сбережений в стране (в среднем за 1990-е гг. — 20,7%) создаёт предпосылки для дальнейшего увеличения потенциала кредитно-денежной системы.
Слабое место её, обусловленное спецификой корпоративной структуры, заключается в недостаточном развитии фондовой биржи. Совокупная капитализация 4 имеющихся в стране бирж (в Милане, Риме, Турине и Генуе) эквивалентна 70% ВВП, тогда как одной лишь Лондонской биржи — 150% ВВП. Большинство итальянских предпринимателей избегает выходить на биржу. В 2002 в листинге насчитывалось всего 265 компаний, тогда как требованиям котировки объективно удовлетворяло в 4,5 раза большее их число. Относительно слабо развита в И. и сфера потребительского кредита, объём операций которой эквивалентен 3% ВВП (против 8% в среднем для зоны евро).
Через консолидированный государственный бюджет в его доходной части в 2002 прошло 44,9% ВВП, в расходной — 47,2%. Доходы составили 551,4 млрд евро, в т.ч. прямые налоги — 31,4%, косвенные — 32,5%, социальные отчисления — 28,2%. Расходы достигли 594,3 млрд евро, дефицит увеличился на 29,1 млрд и составил 2,3% ВВП. Главными статьями доходов были подоходный налог (36,8% общих поступлений) и НДС (29,0%), расходов — трансферты госучреждениям (34,7%), содержание персонала (22,0%) и выплата процентов по долгу (20,3%).
Через региональные и местные бюджеты в их доходной части прошло 13,9% ВВП, в расходной — 14,5%. Доходы составили 182,6 млрд евро, в т.ч.: прямые налоги — 12,4%, косвенные — 33,3%, трансферты — 33,4%. Расходы достигли 182,6 млрд евро, в т.ч.: содержание персонала — 30,9%, промежуточное потребление — 24,4%, покупка услуг социального характера — 17,8%. Дефицит увеличился на 7,9 млрд евро и составил 0,6% ВВП.
Взаимоотношения федерального и местных бюджетов, регулируемые законом 1999 о бюджетной реформе, предполагается существенно перестроить. Начиная с 2001 бюджетные трансферты регионам заменяются передачей им большей доли налоговых поступлений (от НДС, подоходного налога и налога на бензин), а также увеличением базовой ставки регионального налога на доходы физических лиц (с 0,5 до 0,9%). Совокупный прирост поступлений в региональные и местные бюджеты (ок. 27,5 млрд евро) намечалось разделить «с учётом исторически сложившегося уровня потребления». В дальнейшем критерии перераспределения средств будут пересмотрены исходя из совокупности критериев: численности населения, налоговой базы, душевых расходов на здравоохранение и т.д. — с целью выравнивания сложившегося разрыва, для чего создаётся специальный фонд. Очевидно, что построение в И. современной системы бюджетного федерализма потребует времени, так как глубокие различия между районами серьёзно затрудняют выбор модели, минимизирующей неравенство их налоговой базы.
Размеры государственного долга в 2002 снизились до 106,7% ВВП (против 123,7% в 1995), что позволило значительно сократить объём процентных выплат. Более 1/3 долга приходится на бюджетные трансферты системе социального обеспечения.
И. относится к странам с относительно высоким уровнем жизни населения. Однако разрыв в уровнях благосостояния между «верхними» и «нижними» 10% населения велик — на них приходится соответственно 26,6 и 2,1% национального дохода. Этот контраст особенно заметен в распределении собственности: в руках 10% самых богатых семей сосредоточено 47,1% недвижимости, ценного имущества и ценных бумаг. За порогом бедности живут 12% семей и 13,9% общей численности населения (2001).
Среднегодовой располагаемый доход семьи на Севере 30,7 тыс. евро, на Юге — 19,4 тыс.евро (2000). Численность бедных семей на Севере не превышает 5%, на Юге составляет 20%. Более 1/3 бедных семей на Юге — многодетные.
Расходы на питание отнимают 18,6% среднего семейного бюджета и не слишком различаются по районам (16,6% на Севере и 23,0% на Юге). Большинство итальянцев (72,1%) являются собственниками жилья, этот показатель почти одинаков во всех районах. У более чем 70% итальянских семей сбережений нет или они невелики. Среди работающих по найму и «независимых» работников сбережения имеются у 28—29%. Доход от владения недвижимостью получает 6% семей.
В сферу внешнеэкономического обмена вовлечено ок. 25% ВВП И. В 2002 сальдо текущих операций платёжного баланса было отрицательным (-7,3 млрд евро). Оно сложилось как итог соединения положительного сальдо в торговле товарами (17,3 млрд) с отрицательными сальдо в торговле услугами (-3,7 млрд), движения доходов (-15,4 млрд) и трансфертов (-5,6 млрд). Сальдо движения капитала было положительным (0,8 млрд евро), в основном за счёт трансфертов (1,0 млрд). Сальдо финансовых расчётов было также положительным, поскольку дефициты прямых инвестиций (-2,7 млрд евро), производных ценных бумаг (-2,7 млрд) и изменения официальных резервов (-3,1 млрд) были перекрыты положительными сальдо портфельных инвестиций (16,1 млрд) и прочих инвестиций (1,0 млрд).
Положительное сальдо внешней торговли за 2002 составило 9,3 млрд евро (экспорт — 267,8 млрд, импорт — 258,5 млрд). В географической структуре внешней торговли ок. 70% экспорта и импорта приходится на страны ОЭСР, в т.ч. на ЕС (52,5% по экспорту и 56,3% по импорту) и США (соответственно 9,7 и 4,8%). На РФ, КНР и страны Центральной и Восточной Европы пришлось 11,6% экспорта и 13,6% импорта, на страны ОПЕК — соответственно 4,1 и 6,1%, на прочие страны — 14,7 и 11,4%. В товарной структуре внешней торговли примерно одинаковое положение занимают товары потребительского назначения — 34,8% экспорта и 25,4% импорта (в т.ч. товары длительного пользования — 10,1 и 4,0% соответственно) и машины и оборудование — 32,6% экспорта и 29,6% импорта. На полуфабрикаты пришлось 30,0% экспорта и 32,4% импорта, на энергоносители — соответственно 1,7 и 12,0%.
Основные товарные группы экспорта (%): машины и оборудование (19,6), средства транспорта (11,3), текстиль и готовая одежда (10,2), химические товары и искусственные волокна (10,0), электро- и точное оборудование (9,2); основные товарные группы импорта: средства транспорта (15,0), химические товары и искусственные волокна (13,5), электро- и точное оборудование (13,2), минеральное сырьё (10,2), металлы и металлоизделия (9,2).
Сальдо внешней торговли услугами было отрицательным по всем статьям, кроме туризма. Негативное сальдо движения частного капитала составило 4,6 млрд, государственного — 1,0 млрд.
Вследствие специфики сложившейся в И. корпоративной структуры — немногочисленности крупных ТНК и слабости фондовой биржи — она с опозданием включилась в процесс международного прямого инвестирования и пока существенно уступает в этом отношении другим странам «семёрки». В 2001 экспорт итальянских прямых инвестиций составил 23,6 млрд евро, импорт — 15,8 млрд. Но общий объём экспорта капитала увеличился за 1995—2000 в 1,8 раза (в т.ч. портфельные инвестиции — в 3,4 раза, прямые — на 65%), приток же капитала в И. вырос в 1,6 раза (портфельные инвестиции — в 2,4 раза, прямые — на 71,4%). Главным внешним источником прямых инвестиций, как и сферой приложения прямых итальянских инвестиций, является ЕС.
В 1990-х гг. И. значительно расширила торговое и инвестиционное сотрудничество с переходными экономиками Центральной и Восточной Европы, а также с РФ. Она является вторым в западном мире партнёром РФ по величине товарооборота (в 2001 — 10,8 млрд долл.) и вторым по важности кредитором (11,8 млрд долл.). По объёму вложенного капитала она стоит на 9-м месте (ок. 1,6 млрд долл.), с показателем 4,2% общего объёма внешних поступлений в РФ. Доля прямых инвестиций в указанной сумме составляет 11,2% (165 млн долл.). По имеющимся данным, в РФ насчитывается несколько сотен предприятий с участием итальянского капитала. В Москве открыто более 200 представительств итальянских фирм, а также офисы 6 крупных банков.
Крупнейшим из уже реализованных проектов является сооружение в 2002 газопровода «Голубой поток», передающего российский газ через Турцию в Западную Европу. Итальянская компания «Аджип», входящая в ЭНИ, осуществила прокладку по дну Чёрного моря обеих веток этого газопровода протяжённостью 380 км. Второй крупный проект связан с компанией «Мерлони», лидирующей на российском рынке холодильников (марка «Стинол») и имеющей программу расширения инвестиций в РФ. Компания «Бенеттон» (более 80 магазинов, из которых 13 — в Москве) контролирует 55% российского рынка недорогой одежды для молодёжи.
Наука и культура
Деятельность в сфере НИОКР ведут хозяйствующие субъекты трех видов — университеты, государственные научные учреждения и предприятия. Финансирование НИОКР в университетах и государственных учреждениях осуществляется преимущественно государством, на государственных предприятиях — со значительным участием частного сектора, на частных предприятиях — почти полностью частным капиталом.
В стране имеется 64 университета, из которых 51 — государственные. Во главе государственных научных учреждений (их несколько сотен) стоит Национальный исследовательский совет, руководящий 15 отраслевыми комитетами и агентствами. Ответственность за сферу НИОКР и высшего образования лежит на Министерстве по делам высшей школы, научных и технологических исследований. Многие другие министерства имеют собственные исследовательские учреждения. Для координации их деятельности разрабатываются отраслевые планы, но в целом эта работа сильно разобщена. Межведомственные взаимоотношения регулируются в законодательном порядке или по инициативе министерств. С 1983 введена докторантура, государство участвует в финансировании подготовки высших научных кадров с помощью исследовательских контрактов. Университеты и государственные исследовательские центры вовлечены в международные научные связи, предприятия заключают прямые соглашения и участвуют в кооперационных программах на уровне ЕС.
Доля расходов на НИОКР в ВВП И. снизилась за 1990—2001 с 1,3 до 1,0%, причём почти 2/3 государственных расходов и 70% частных приходится только на три района — Лацио (Рим), Ломбардию и Пьемонт. Технологическая политика по традиции строится на методе «дополняющих инноваций» (покупка и адаптация иностранных новинок). Технологический баланс страны сводится с отрицательным сальдо.
В государственном секторе заметна большая концентрация на фундаментальных исследованиях, в частном — на прикладных. В промышленности много мельчайших исследовательских центров, но ок. 50% расходов на НИОКР осуществляют два десятка крупных компаний. В секторе МСП широко используется кооперация; имеются государственные Фонд прикладных исследований и Фонд технологических инноваций, занимающиеся передачей технологии МСП.
10% взрослого населения (25—64 года) имеет высшее образование. В системе высшей школы много слабых мест, основные из них — большой отсев студентов (лишь менее половины завершает занятия), растягивание сроков получения диплома и нехватка инженеров среди выпускаемых специалистов. В этой связи введены ускоренные (3 года) программы подготовки кадров для промышленности.
Обязательное обучение (9 лет) включает начальное и 1-ю ступень среднего образования. После этого выдаётся свидетельство на право поступления в среднюю школу 2-й ступени (лицеи и институты) с продолжительностью обучения 4 или 5 лет. Аттестат, полученный по окончании 5-го года обучения, даёт возможность поступления в университет, для занимающихся 4 года требуется ещё год подготовительных занятий. Разновидность университета — политехническая школа, выпускающая специалистов со сроком подготовки от 2—3 до 4—6 лет. Имеются вечерние курсы для работающих студентов. Подготовка кадров для промышленности охватывает молодёжь до 18 лет (школа, профобучение и производственная практика). Эта система находится на попечении местных властей, которые и выдают сертификат о профессиональной пригодности.
Охват начальным и средним обучением составляет 100%, средним 2-й ступени — 85% (в равной степени мужской и женской молодёжи). Согласно опросам, через 3 года по получении аттестата средней школы ок. 45% выпускников работает на производстве; через 3 года по получении университетского диплома работает более 80%.
В последние годы в стране быстро растёт применение информатики. Число семей, имеющих доступ к сети Интернет, составляет 32% (среднее для ЕС — 37,7%). Доля электронной торговли достигла 20% (35,6%).
Культура И. впитала в себя множество традиций и влияний. Изобразительное искусство, давшее миру десятки прославленных шедевров, берёт начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве Древнего мира. Зарождение литературного языка, основанного на тосканском диалекте, относится к 13—14 вв. и связано с творчеством Данте, Петрарки и Боккаччо — родоначальников европейского гуманизма. Национальная наука восходит к 12 в. — основанию первого в Европе университета в Болонье; немногим позже появились университеты в Падуе, Неаполе, Риме, Пизе, Павии и Ферраре.
В 15 в. И. (Флоренция, Ломбардия, Венеция, Мантуя, Феррара, Урбино, а в нач. 16 в. — Рим, при папах Юлии II и Льве Х) стоит во главе европейского Возрождения. Она была первой страной, захваченной научным Ренессансом, нашедшим выражение в деятельности флорентийской Платоновской академии, основанной М. Фичино Идеи этой школы — центральное положение человека в мироздании, безграничность познания и творческой мощи человека как сотворца божественной красоты и выявления её идеальной сущности — получили практическое воплощение в архитектуре, живописи, скульптуре, литературе И. и оказали прямое воздействие на дальнейшую эволюцию эстетической и философской мысли Европы.
Архитектура этого периода связана с творчеством флорентийских мастеров Брунеллески, Браманте, Рафаэля, Микеланджело, Бернини. В живописи наряду с флорентийской (Боттичелли) сложился ряд школ — падуанская, умбрийская и др. Гении эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи и Микеланджело соединили искусство с научными исследованиями, включая труды по математике и астрономии, заложившие основы развития инженерного и военного искусства и механики. Эта традиция спустя несколько десятилетий привела к созданию национальной Академии наук («Линчеи», 1603).
С сер. 16 в., в эпоху Контрреформации и иностранной оккупации итальянских земель, в развитии литературы и науки наступает драматический период, отмеченный именами Макиавелли, Вазари, Ариосто, Тассо, Кампанеллы, родоначальника экспериментальной науки Галилея. Изобразительные искусства, а вскоре и литература вступают в период упадка (дольше всех остаётся на высоте венецианская школа живописи), но в это же время начинается яркое развитие народного театра и музыкального творчества. И. становится родиной оперы и искусства «бельканто», достигшего здесь непревзойдённых высот. На рубеже 17—18 вв. получила развитие инструментальная музыка, в которой выделились венецианская и неаполитанская школы (нотное письмо впервые появилось также в И. — его создателем был в 11 в. монах Г. д'Ареццо). В 18 в. опера и театр (Гольдони, Гоцци) доминируют в художественной жизни страны. Продолжается и научная традиция (труды историка и философа Вико, физиков-экспериментаторов Гальвани и Вольта).
Подъём литературного и художественного творчества связан с периодом борьбы за национальное объединение («Рисорджименто») в 19 в. Оперные произведения Верди, Россини, Беллини, Доницетти, проза Мандзони, поэзия Леопарди вошли в золотой фонд мирового искусства. Итальянские учёные 2-й пол. 19 в. внесли заметный вклад в развитие математики, химии, электротехники, физики. На рубеже 19—20 вв. возникла драматургия Пиранделло.
20 в. отмечен появлением итальянского кино (высшие достижения — «неореализм» первых послевоенных лет и левое политическое кино на рубеже 1960— 70-х гг.), а также многими новациями в литературе, живописи, скульптуре и музыке (футуризм, натурализм, модернизм). В области гуманитарных наук он выдвинул всемирно известных философов Кроче, социологов Парето и Грамши, в области естественных наук — крупнейшего физика Ферми, работавшего в эмиграции в США и впервые в 1942 осуществившего ядерную цепную реакцию. Полное драматизма столетие вызвало к жизни идею создания Римского клуба — объединения учёных разных стран, занимающихся глобальными проблемами развития человечества.
Богатые художественные традиции страны продолжаются в народном творчестве, прежде всего в ремёслах (керамика, декоративные ткани, ковры, художественное стекло, ювелирные, плетёные и деревянные изделия, домашняя утварь и т.д.), развитых повсеместно. Многообразна народная музыкальная культура. Одна из любимых национальных традиций — карнавал. В массовой культуре огромную популярность завоевали спортивные состязания, особенно футбол, и эстрадное песенное творчество. Высокий международный статус приобрели Венецианская биеннале — крупнейший в мире фестиваль современного искусства, Венецианский кинофестиваль, конкурс эстрадной песни в Сан-Ремо.
Автор статьи: А.В. Авилова

Энциклопедия стран мира. — М.: НПО «Экономика», РАН, отделение общественных наук. . 2004.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ИТАЛИЯ" в других словарях:

  • Италия — Итальянская Республика, гос во на Ю. Европы. В Др. Риме Италия (латин. Italia) территория, на которой жили италы (латин. Itali, русск. также Италии, италики}; этноним объединял все племена Апеннинского п ова, покоренные Римом в V III вв. до н. э …   Географическая энциклопедия

  • Италия — I • Италия (Italia), Итальянская Республика (Repubblica Italiana), государство на юге Европы, в центральной части Средиземноморья. Занимает Апеннинский полуостров, острова Сицилия, Сардиния и другие более мелкие. 301 тыс. км2. Население 57,5 млн …   Энциклопедический словарь

  • Италия в IX—XI вв. — Италия при остготах и лангобардах Италия была третьим государством, которое наряду с Францией и Германией выделилось в середине IX в. из состава империи Карла Великого. До этого Италия прошла сложный и длительный путь развития. После падения… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Италия —         (Italia), Итальянская Pеспубликa (La Republica Italiana), гос во на Ю. Eвропы, в Cредиземноморье. Занимает Aпеннинский п ов, Паданскую равнину, юж. склоны Aльп, o ва Cицилия, Cардиния и ряд мелких o вов. Пл. 301,2 тыс. км2. Hac. 56,8 млн …   Геологическая энциклопедия

  • италия — Авзония Словарь русских синонимов. Италия Авзония (устар. поэт.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • Италия — (Italy), гос во в Юж. Европе. Франц. оккупация И., последовавшая после наполеоновского вторжения (1796), завершилась в 1815 г. Страна вернулась к прежней раздробленности, поскольку продолжали обособленно существовать сев. пров., включая Ломбардию …   Всемирная история

  • ИТАЛИЯ — дирижабль полужесткого типа, построен в 1927 в Италии. Объем 18 500 м³, скорость 90 км/ч. В 1928 итальянская экспедиция (16 человек) под руководством У. Нобиле совершила на Италии полет со Шпицбергена к Северному полюсу. На обратном пути… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Италия — (Итальянская Республика) государство на юге Европы, в центре Средиземноморья. Площадь 301 тыс. км2. Население 57,2 млн. чел. Столица Рим …   Исторический словарь

  • италия — В V в. до н. э. кельты расселились на обширной территории от Галлии до Италии. Они были воинственным народом и около 390 г. до н. э. захватили Рим. Однако римляне жестоко отомстили им во II и I вв. до н. э., вторгшись в Галлию и вынудив кельтов… …   Энциклопедия мифологии

  • Италия —         (Italia), Итальянская Республика, государство на юге Европы, на Апеннинском полуострове, а также на части материка к югу от Альп, островах Сицилия, Сардиния и др. Древнейшие художественные памятники на территории Италии относятся к эпохам …   Художественная энциклопедия

  • ИТАЛИЯ — (Italia), Итальянская Республика (Repubblica Italiana), государство на Ю. Европы, в центральной части Средиземноморья. Пл. 301,3 т. км2. Нас. 56,8 млн. ч. (1983). Столица Рим (3,7 млн. ж., 1981). И. высокоразвитая индустриально аграрная страна. В …   Демографический энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»