ШВЕЙЦАРИЯ

ШВЕЙЦАРИЯ
(нем. Schweiz, франц. Suisse, итал. Svizzera, англ. Switzerland)
Общие сведения
Официальное название — Швейцарская Конфедерация (нем. Schweizerische Eidgenossenschaft, франц. Confédération Suisse, итал. Confederazione Svizzera, англ. Swiss Confederation). Расположена в Центральной Европе. Площадь 41,29 тыс. км2, численность населения 7,3 млн чел. (2002). Государственные языки — немецкий, французский, итальянский. Столица — г. Берн (112,5 тыс. чел., 2001). Национальный праздник — День создания Швейцарской Конфедерации 1 августа (с 1291). Денежная единица — швейцарский франк.
Член 67 международных организаций, в т.ч. ООН (с 2002), ОЭСР, ЮНКТАД, ВТО и др.
География
Расположена между 8°00' восточной долготы и 47°00' северной широты. Страна не имеет выхода к морю. Граничит на востоке с Австрией (164 км) и Лихтенштейном (41 км), на севере с Германией (334 км), на западе с Францией (573 км), на юге с Италией (740 км). Ландшафт страны в основном горный: 58,5% всей территории (юг, юго-восток, центр) занимают горы Альпы, 10% — горы Юра (северо-запад), остальное приходится на Швейцарское плоскогорье (Миттельланд), которое располагается между двумя основными горными массивами. Наиболее высокие горы: пик Дюфур (4638 м), вершина Финстераархорн (4275 м).
Главные реки: Рейн (в пределах страны — 375 км), Рона (264 км), Тичино (91 км) — приток р. По, Инн (104 км) — приток р.Дунай. На Швейцарском плоскогорье находится большое количество озёр, наиболее крупные: Женевское (581 км2), Боденское (538,5 км2). Почвы страны не отличаются естественным плодородием. В высокогорных районах почвенный покров несплошной, изобилует щебнем. На Швейцарском плоскогорье — бурые лесные и аллювиальные почвы, которые сравнительно плодородны.
В растительном мире ярко выражено влияние вертикальной зональности. До высоты 800 м преобладает культурная растительность (луга, сады, виноградники). На высоте 0,8—1,8 тыс.м располагаются лиственные и хвойные леса (они занимают четверть всей территории страны). Выше 2 тыс.м начинаются альпийские луга.
Животный мир входит в пределы Европейско-Сибирской подобласти Палеарктической области. Встречаются (преимущественно в заповедниках): медведь, волк, заяц, олень и горный козёл. В высокогорье водятся серна и альпийский сурок. Климат страны также отличается вертикальной зональностью. На Швейцарском плоскогорье — умеренно тёплый и влажный; в долинах южного склона Альп — приближается к средиземноморскому; в высоких горах — холодный и влажный (снег обычно не тает даже летом).
Из полезных ископаемых выделяются: гидроресурсы, лес и каменная соль.
Население
Динамика прироста населения с сер. 1950-х гг. достаточно активная — увеличение произошло на 46% (в 1950 — 5 млн чел.). При этом ежегодный прирост достигает 2,4‰ (2002). Чистый приток иммигрантов — 1,37‰. Рождаемость 9,84‰, смертность 8,79‰, детская смертность 4,42 чел. на 1000 новорождённых. Средняя продолжительность жизни составляет 79,86 года, в т.ч. мужчин 76,98 года, женщин 82,89 года (2002).
Возрастная структура населения: 0—14 лет —16,8%, 15—64 года — 67,7%, 65 лет и старше — 15,5%. Среднее соотношение мужчин и женщин 0,97, однако в возрастах 65 лет и старше женщины преобладают — 0,69. Образовательный уровень населения высокий. В возрасте старше 15 лет могут читать и писать 99% всего населения страны. Этнический состав: немцы (65%), французы (18%), итальянцы (10%) и ретороманцы (1%). Разговорные языки: германо-швейцарский (диалект верхненемецкого) — 63,7%, франко-швейцарский (провансальский диалект французского языка) — 19,2%, итало-швейцарский (ломбардский диалект итальянского языка) — 7,6%, ретороманский (граубюнденский диалект романизированных рейнских племён) — 0,6%.
Среди верующих небольшой перевес у католиков (46,1%) по сравнению с протестантами (40%).
История
На территории современной Ш. во 2 в. до н.э. проживало кельтское племя гельветов (по их имени страна в древности называлась Гельвецией). Затем эти земли были покорены войсками Юлия Цезаря (58 до н.э.) и оказались включёнными в состав Римской империи. В 3—5 вв. н.э. на эту территорию стало постоянно вторгаться германское племя алеманнов, занявшее постепенно всю восточную часть. Во 2-й пол. 5 в. западные области отошли к бургундам. В 6 в. эти территории вошли в состав Франкского государства. После его распада (843) восточная часть отошла к Германии (ставшей позднее ядром Священной Римской империи), а западная — к Бургундии (такое деление в основном соответствовало языково-этническому различию).
В 1033 обе части были включены в состав Священной Римской империи. Стали появляться крупные феодальные владения (графства и герцогства). На востоке господствующие позиции захватили Габсбурги, на западе — Савойские графы. Но некоторым влиятельным городам (Женеве, Цюриху и Берну), а также «лесным кантонам» (Швиц, Ури, Унтервальден) удалось добиться особых имперских прав, т.е. обрести фактическую независимость.
Швейцарская конфедерация возникла в 1291 в результате союзного договора между тремя «лесными кантонами» для совместной борьбы за независимость против господства Габсбургов. Очередная попытка вновь их подчинить закончилась поражением императорских войск при Моргартене (в 1315), после чего к союзу победителей стали присоединяться и другие кантоны (Люцерн, Цюрих, Цуг, Гларус и Берн). Таким образом возник союз 8 кантонов, который продолжил борьбу за независимость. В 1388 Габсбурги были вынуждены заключить мир на условиях, очень благоприятных для Швейцарского союза.
В длительных и почти непрерывных войнах швейцарское военное мастерство достигло высокого уровня. В 14—16 вв. конфедерация стала даже основным поставщиком наёмных солдат в армии многих ведущих европейских стран. В кон. 15 в. император Священной Римской империи Максимилиан I предпринял очередную попытку снова поставить в зависимость союз швейцарских кантонов. Однако эта Швейцарская (или Швабская) война закончилась полным поражением императорских войск. В заключённом договоре (от 1511) Швейцарский союз полностью расторг свою связь с империей и определился как самостоятельное государство (международное признание этот акт получил по Вестфальскому миру 1648).
В последующие годы продолжалось территориальное расширение конфедерации (к 1798 в её состав входило уже 13 кантонов). Начался процесс постепенной организационной перестройки союза. В рамках конфедерации отсутствовал постоянный центральный орган управления, его заменяли периодически проводимые сеймы, на которых право голоса имели только «полноправные кантоны». Наряду с ними существовали «союзные земли» (Женева, Санкт-Галлен и др.) и даже «подвластные территории» (Ааргау, Тичино и др.). Последние были совершенно бесправными. Противоречия между участниками «союза кантонов» приводили к постоянной борьбе и даже вооружённым столкновениям.
Первая попытка создания центральной власти и провозглашения равенства всех кантонов была предпринята в рамках Гельветической республики (1798), созданной при содействии Франции. Но после краха наполеоновской империи швейцарский сейм принял (в 1814) новый вариант союзного договора о конфедерации кантонов, который вновь значительно ограничил компетенции центральной власти. Венский конгресс (1814 — 15) одобрил этот договор, принцип «постоянного нейтралитета» Ш., а также присоединение к конфедерации новых кантонов (их общее число возросло до 22).
Вместе с тем верховная власть, которая снова была передана сейму, становилась всё менее эффективной. В 1832 7 наиболее экономически развитых кантонов (Цюрих, Берн и др.) создали т.н. «Зибенбунд» («Союз семи»), выступивший с требованием пересмотра союзного договора (от 1814). В противовес ему в 1845 возник «Зондербунд» («Особый союз»), в состав которого вошло также 7 кантонов, но экономически менее развитых с феодально-клерикальным обществом (Швиц, Ури и др.). Между противоборствующими союзами возрастали противоречия и даже началась гражданская война (ноябрь — декабрь 1847), которая закончилась победой буржуазных сил.
В 1848 была принята новая Конституция страны, на основе которой Швейцарская конфедерация превратилась из непрочного союза кантонов в единое союзное государство. Вместо сейма была учреждена Федеральная ассамблея, состоящая из Национального совета и Государственного совета (Совет кантонов). Исполнительная власть была передана Федеральному совету (т.е. правительству). В 1874 в Конституцию были внесены изменения, существенно расширяющие компетенцию центральной власти, в т.ч. допускающие установление надзора государства за деятельностью церкви.
Завершившаяся централизация способствовала более быстрому экономическому развитию страны. Появился единый внутренний рынок (были объединены таможни, почта, унифицирована денежная система и пр.). Бурными темпами стали расти лёгкая промышленность, часовое производство, а в кон. 19 в. началось становление машиностроения. Основными предпосылками индустриализации страны стали накопление капиталов в результате осуществления посреднических операций в международной финансовой сфере, значительный приток технической интеллигенции и квалифицированной рабочей силы из соседних ведущих европейских стран. Существенную роль сыграли растущие доходы из курортно-туристической сферы, которая постепенно превратилась в одну из ведущих отраслей национальной экономики.
Масштабному изменению общего облика страны (как «тихого и уютного альпийского рая») способствовала повышенная активность в формировании новой транспортной инфраструктуры. Большое значение приобрело железнодорожное строительство, открытие двух крупнейших туннелей: Сен-Готардского (1882) и Симплонского (1906). Страна постепенно превращалась в важнейший европейский транспортный перекрёсток (особенно между Севером и Югом континента). Этот фактор оказался одним из важнейших при формировании новых «производственных ниш» страны, ориентированных в основном на мировые рынки. Началось особенно интенсивное развитие специализированных отраслей машиностроения, электротехники, химии (особенно фармацевтики).
Во время 1-й и 2-й мировых войн Ш. сохраняла нейтралитет, но её Вооружённые силы были весьма активны в охране национальных границ (например, во время 2-й мировой войны в воздушном пространстве страны было сбито (или интернировано) св. 200 самолётов воюющих стран). Конечно, во время этих войн страна получала огромные доходы от выполнения не только крупных производственных заказов, но и масштабных посреднических финансовых операций.
Современная Ш. — одна из самых высокоразвитых стран мира. Опора на основные принципы «вечного нейтралитета» позволила ей создать эффективное демократическое общество, характеризующееся политической стабильностью и хозяйственным процветанием. Ш. внесла особо существенный вклад в формирование религиозно-просветительского облика современной Европы и всего мира.
Государственное устройство и политическая система
Ш. — федеративная республика, в стране действует Конституция, принятая 29 мая 1874. В состав Ш. входит 26 кантонов (Аргау, Аппенцелль-Ауссерроден, Аппенцелль-Иннерроден, Базель-Ландшафт, Базель-Штадт, Берн, Фрибург, Женева, Гларус, Граубунден, Юра, Люцерн, Невшатель, Нидвальден, Обвальден, Санкт-Галлен, Шаффхаузен, Швиц, Золотурн, Тургау, Тичино, Ури, Валлис, Вауд, Цуг, Цюрих). Наиболее крупные города (тыс. чел.): Берн, Цюрих (337,9), Женева (175), Базель (166), Лозанна (114,9).
Принципы государственного управления страной отличаются некоторыми особенностями. Глава государства и правительства (т.е. Федерального совета) — президент. С января 2003 эту должность занимает П. Кушепин (P. Couchepin), вице-президентом является Р.Метцлер (R. Metzler). Они выбираются Федеральной ассамблеей на 1 год из членов Федерального совета (в его состав входит 7 человек), который также формируется ею, но на 4 года. В Федеральный совет входят представители четырёх партий, набравших наибольшее число голосов избирателей на выборах в Федеральную ассамблею (по два представителя от первой тройки партий и один — от замыкающей четвёртой).
Двухпалатная Федеральная ассамблея состоит из Государственного совета (т.е. Совета кантонов, 46 членов, избираемых на 4 года) и Национального совета (200 депутатов избираются в результате прямого народного голосования на основе пропорционального представительства на 4 года). Последние выборы в Государственный совет состоялись в 1999 (в разные месяцы в каждом кантоне), в Национальный совет — 24 октября 1999.
Наибольшее число голосов избирателей на последних выборах в Национальный совет было отдано: Швейцарской народной партии (SVP) — 22,6%, Социал-демократической партии (SPS) — 22,5%, Радикальной свободно-демократической партии (FDP) — 19,9% и Христианско-демократической народной партии (CVP) — 15,8%. На их долю приходится 80,8% всех голосов избирателей («большая четвёрка» получила все места в Государственном совете).
Высшая судебная власть осуществляется Федеральным Верховным судом. Его члены выбираются Федеральной ассамблеей (на 6 лет).
Особенности функционирования исполнительной и законодательной власти проявляются прежде всего в ежегодной автоматической ротации глав государства (и правительства). Ш. является единственной европейской страной, в которой действует принцип «системы соответствия» общественно-политических движений. Это позволяет представителям «большой четвёрки» политических партий, входящих в Федеральный совет, возглавлять на вполне определённый период государство и проводить свою политику. Но, чтобы добиться успеха в реализации своей концепции, общественно-политические партии, временно находящиеся во главе государства, должны опираться на принципы постоянного компромисса. Им необходимо достигать согласия с другими членами Федерального совета, которые неизбежно также будут временно возглавлять государство.
«Система соответствия», которая вовлекает различные партии в процесс формирования общенациональных стратегических целей, предотвращает таким образом неожиданные смены концепций в общественном развитии страны, она способна амортизировать конфликты и напряжённости, которые неизбежно должны возникать в стране со многими национальными менталитетами и различными религиями. Этот процесс обычно развивается сложно и медленно, но именно он считается одним из основных факторов, обеспечивающих устойчивую, политическую стабильность и идентичность в стране.
Второй особенностью можно считать функционирование принципа своеобразной швейцарской политической культуры в форме прямой демократии. Эта система позволяет каждому гражданину непосредственно включиться в решение государственных проблем на кантональном и федеративном уровнях. Для проведения народного референдума необходимо собрать не менее 50 тыс. подписей для вынесения решения по разрабатываемому законоположению и 100 тыс. — для внесения изменений в действующие правовые нормы. При проведении всенародных референдумов необходимо обеспечение большинства не только населения, но и кантонов.
На формирование основных принципов функционирования швейцарского общества серьёзное влияние оказывают и ведущие ассоциации деловых кругов. При этом особо выделяется Швейцарский союз промышленников и торговцев (он возник в 1870), который постоянно ориентирует основные направления стратегического хозяйственного роста страны. Ставка делается на увеличение доли капиталоёмкой и наукоёмкой продукции в национальном производстве. Не менее существенное влияние на формирование общества оказывает Ассоциация швейцарских банкиров. Она предпринимает огромные усилия для поддержания престижного уровня этого сектора в мировой экономике. Особенно важно при этом показать несостоятельность международного мифа о т. н. гномах Цюриха, которые в глубине своих подземелий обеспечивают «надёжную гавань» для не совсем добросовестных вкладчиков.
Основная стратегическая цель внутренней политики — обеспечение устойчивости общественно-экономического развития, стабильности политической системы и идентичности населения страны. Важность этой проблемы определяется тем, что в рамках Швейцарской конфедерации отсутствуют единый общий язык и национальная культура. В Ш. объединены три ведущие евроконтинентальные этнические группы, к каждой из которых примыкают соседние крупные страны с родственным менталитетом. Поэтому основная ставка в решении внутренних проблем делается на соблюдение равных прав меньшинств.
Важнейшим механизмом консолидации швейцарского общества считается активное использование на всех уровнях постулатов «системы соответствия». Амортизирующая способность этого принципа государственного управления была достаточно отчётливо продемонстрирована во время интеграции в правительствующую коалицию (в рамках Федерального совета) радикально-националистической партии известного швейцарского мультимиллионера К. Блохера Используя популистские националистические лозунги (ок. 19% всего населения страны составляют иностранцы — самый высокий европейский показатель), эта партия получила на последних выборах почти 1/5 всех голосов избирателей. Однако выход на самый высокий уровень государственного управления представителей национал-радикалов не привёл к разрушению непоколебимой стабильности общественно-политической системы страны.
Во внешней политике наиболее радикальные сдвиги произошли в марте 2002 — Ш. стала членом ООН. Длительные годы Альпийская Республика исходя из принципов «постоянного нейтралитета» избегала членства не только в НАТО, ЕС, но и даже в ООН. Правда, она состояла в некоторых специализированных агентствах этой организации, нередко придерживалась вводимых ею экономических санкций. Предпринятая в 1986 попытка страны вступить в ООН была заблокирована на всенародном референдуме, 75% швейцарских граждан высказались против. Но в марте 2002 уже более половины проголосовало позитивно, и Ш. стала 190-м членом ООН.
Основная причина столь решительного изменения принципов внешней политики связана с экономическими факторами. У ведущих промышленно-финансовых корпораций объём производимой продукции (и услуг) за границей уже существенно превосходит национальные показатели. В этих условиях сохранение «традиционной альпийской замкнутости» стало угрожать швейцарской конкурентоспособности на мировых рынках.
Сложнее складывается ситуация со вступлением страны в ЕС, на который приходится подавляющий объём внешнеэкономического оборота. Но, по оценке швейцарских аналитиков, это вопрос скорее политический, чем экономический. Полагают, что ок. 90% всех хозяйственных проблем, возникающих от невхождения в ЕС, уже нашло своё разрешение в результате двустороннего соглашения (Ш. — ЕС) в рамках Европейского экономического пространства. Речь идёт прежде всего об установлении принципа свободы перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и патентов (лицензий).
Серьёзные возражения по поводу возможного вступления страны в ЕС связывают с необходимостью приспосабливать существующую швейцарскую общественно-политическую систему к европейским нормам. Постепенное устранение основных достаточно специфичных постулатов государственного управления страной (автоматическая ежегодная ротация глав государства, «прямая демократия» через проведение всенародных референдумов и пр.) может нанести ущерб идентичности швейцарского населения, традиционной общественно-политической стабильности. Последние опросы (2002) показали, что только 1/3 населения выступает за присоединение к ЕС, 1/3 — категорически против и, наконец, остальные считают, что «головой» они одобряют этот процесс, а вот «сердце» выступает решительно против вступления в эту организацию.
Вооружённые силы страны считаются крупнейшими в Европе. Швейцарская регулярная армия насчитывает ок. 360 тыс. чел. (а в условиях мобилизации может быть в течение 48 ч увеличена до 500 тыс. чел.). В её состав входят Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, пограничная охрана и фортификационные подразделения (персонал горных бункеров). Ежегодный призыв в армию 42,6 тыс. чел. (2002). Военные расходы 2,5 млрд долл., что составляет 1% ВВП.
Резервный состав армии формируется на основе «милиционной системы», в соответствии с которой часть мужского населения (в возрасте 20—24 лет) регулярно призывается в качестве рекрутов на военную службу (18 недель). Вторую группу составляют резервисты, которые могут быть призваны в условиях полной мобилизации. Все военнообязанные получают на хранение дома обмундирование, оружие, необходимую амуницию и даже велосипед, чтобы самостоятельно прибыть в пункт назначения в полной боевой готовности.
Столь масштабная милитаризация общественной жизни Альпийской Республики опирается на вполне определённые исторические традиции. Многовековая борьба за независимость, длительный период участия швейцарских «наёмных солдат» в качестве наиболее профессионально подготовленных кадров многих европейских армий и пр. — всё это способствовало внедрению в общественное сознание важности военной службы для обеспечения безопасности и благополучия конфедерации. Кроме того, армия является своеобразным символом «швейцарской идентичности» жителей этой страны.
И всё же в кон. 2002 началась крупномасштабная военная реформа, согласно которой к кон. 2004 регулярная армия должна быть сокращена втрое (до 120 тыс. чел.). Соответственно произойдёт уменьшение количества рекрутов (до 20 тыс. чел.) и резервистов (до 80 тыс. чел.). Но при этом предполагается, что военные расходы не сократятся. Они будут в больших объёмах направляться на разработку и внедрение новейшего военного оснащения.
Экономика
Ш. — технологически высокоразвитая страна с рыночной экономикой. Хозяйство ориентировано на выпуск высококачественной специализированной продукции (в рамках собственной «производственной ниши»), большая часть которой предназначена для сбыта на мировом рынке (собственная «маркетинговая ниша»). Страна продолжает оставаться одним из крупнейших финансовых мировых центров, ориентированных на обслуживание иностранных инвесторов.
Темпы экономического роста страны традиционно более устойчивые и умеренные по сравнению со средними европейскими показателями — 1,5—2% в год. Они менее зависимы от состояния хозяйственной конъюнктуры, поскольку в стране преобладает производство продукции (и услуг) длительного пользования. Объём ВВП 231 млрд долл. (2002), что составляет 0,7—0,8% мирового производства. ВВП на душу населения 31,7 тыс. долл. Занятость 4 млн чел. (2001), безработица — 1,9%, инфляция — 0,5% (2002).
Отраслевая структура экономики по вкладу в ВВП: сельское хозяйство — 2%, промышленность — 34%, сфера услуг — 64%; по числу занятых: сельское хозяйство — 5%, промышленность — 26%, сфера услуг — 69% (2002). Более отчётливо особенности хозяйственной структуры обозначаются на корпоративном уровне.
Международный облик современной отраслевой структуры Ш. определяет сравнительно небольшая группа корпораций (см. табл. ). Это прежде всего производители фармацевтической продукции, пищевой гигант Nestle и блок банковско-страхового сектора. Фармацевтика — безусловный лидер швейцарской промышленности. Её позиции особенно сильны в производстве жаропонижающих препаратов, витаминов, противоракового интерферона, лекарственных средств для лечения СПИДа. На долю Ш. приходится ок. 10% мирового производства медикаментов и почти 30% мирового экспорта. На предприятиях занято 85 тыс. чел. (в т.ч. внутри страны 26,5 тыс. чел.). Доля фармацевтической продукции в национальном экспорте 20%.
Вторую основу швейцарской международной «производственной ниши» составляют компании специализированного машиностроения (особое промышленное оборудование, прецизионные станки, медицинская аппаратура, часовое производство и пр.). Доля машиностроения в стоимости национального экспорта ок. 44%. Число занятых в отрасли ок. 1 млн чел. (в т.ч. внутри страны — 332,7 тыс. чел.). Преобладают средние и малые специализированные фирмы (ок. 4,2 тыс.). По стоимости экспортируемой машиностроительной продукции Ш. занимает 7-е место в мире, входит в первую мировую пятёрку по экспорту продукции станкостроения.
В часовом производстве функционируют 644 фирмы с числом занятых ок. 39,5 тыс. чел. Доля продукции в национальном экспорте ок. 7,7%. Ш. остаётся ведущим мировым производителем высококачественных часовых изделий. В объёме произведённой продукции (27,8 млн шт.) доля Ш. сравнительно невелика (7% мирового рынка), но по стоимости часовой продукции (ок. 6,5 млрд долл.) страна остаётся недосягаемым лидером (52% мирового рынка).
Новейшие тенденции в современном мировом машиностроении (нанотехнология, программное обеспечение, медицинское оборудование и пр.) позволили Ш. достаточно чётко определить свою новую «производственную нишу». На базе ряда традиционных направлений национальной промышленной специализации (фармацевтическое и точное часовое производство) в стране формируется самый крупный европейский кластер «мед-тех продуцентов». Согласно данным ОЭСР, Ш. была признана страной с наилучшими перспективами на мировой успех в наукоёмких отраслях промышленности (2001).
Банковско-страховой сектор страны также является традиционной специализацией швейцарской экономики. Почти 1/3 ежегодного мирового объёма финансовых операций приходится на Ш. (ок. 2,0— 2,5 трлн долл.).
В стране действуют 375 банков (2000), в т.ч. т.н. гроссбанки (крупные акционерные общества), кантональные и региональные (общественная собственность), частные банки (семейное владение) и пр. Их общий итоговый баланс 2,1 трлн шв. фр. (2000), число занятых 112 тыс. чел., налоговый взнос обеспечивает 12% всех поступлений в государственный бюджет. В трансграничное управление активами вовлечены в основном гроссбанки (UBS, Credit Suisse), а также ведущие частные банки (Baloise — капитализация 5 млрд долл., Julius Baer — 3,5 млрд долл., Vontobel — 1,9 млрд долл. и др.). Кантональные банки ориентированы в основном на обслуживание внутренних финансовых операций.
Основная современная проблема швейцарских банков связана с нарастанием международных претензий в отношении использования ими принципа «банковской тайны», которая позволяет некоторым иностранным вкладчикам уклоняться от уплаты национальных налогов и даже «отмывать деньги». Швейцарский банковский сектор стремится избавиться от столь «неблагоприятного имиджа». Проводятся дополнительные ужесточения, обязывающие банки более тщательно проверять происхождение любых денег. Но международные претензии сохраняются.
В целом деятельность швейцарских элитных компаний в рамках освоенных ими «промышленных и маркетинговых ниш» развивается достаточно успешно. В списке 500 крупнейших европейских корпораций постоянно присутствует солидная группа из Ш. (в сентябре 2002 их 26, в Швеции — 25; в Нидерландах — 22 и т.д.). Но мировая экономическая рецессия не обошла стороной и «швейцарский хозяйственный рай». Такие неудачи постигали, как правило, корпорации, которые ради экономической экспансии выходили за пределы своей традиционной специализации.
Сельское хозяйство страны ориентировано в основном на животноводство (75% всей стоимости сельскохозяйственной продукции). Разводится высокопродуктивный скот местных молочных пород (Симментальской, Швицкой и др.). Подавляющая часть молока используется для производства высококачественного сыра (половина из 725 тыс. коров пасётся исключительно на альпийских лугах).
На долю распаханных земель приходится 6,5% сельских угодий. Посевы зерновых незначительны, но активно развивается виноградарство. Преобладают малые и средние фермерские хозяйства при активном развитии различных видов сельхозкооперации. Собственный аграрный сектор обеспечивает лишь ок. 60% национальных продовольственных потребностей.
Транспорт и связь Ш. занимают чрезвычайно важное место во всей системе европейских транспортных коммуникаций. Через страну проходят многочисленные магистрали континента (Север — Юг, Восток — Запад). В условиях горного ландшафта потребовалось строительство многочисленных и дорогостоящих сооружений: туннелей (Симплонский — 19,7 км; Сен-Готардский — 14,9 км и пр.), мостов, виадуков и т.д. Сейчас в строительстве находятся два новых трансальпийских туннеля, этот инфраструктурный проект считается самым крупным в Европе.
Длина железнодорожной сети 4406 км (почти полностью электрифицирована). Протяжённость шоссейных дорог 71,1 тыс. км (в т.ч. 1638 км — автобаны). Речное судоходство осуществляется по Рейну (45 км от Базеля до Шаффхаузена), а также на 12 озёрах. Основной речной порт — Базель. Торговый флот включает 26 судов (в т.ч. 7 иностранных). В их числе: 15 сухогрузов, 6 контейнеровозов, 4 химических танкера. В Ш. действуют два трубопровода: для прокачки сырой нефти — 314 км, для транспортировки природного газа — 1506 км. 66 аэропортов (в т.ч. 41 имеет взлётно-посадочную полосу с твёрдым покрытием).
Телефонная связь автоматизирована. Внутри страны действуют кабельная и микроволновая радиосистемы. Внешняя часть обеспечивается через околоземные спутниковые станции (Atlantic Ocean, Indian Ocean). Численность подключаемых к телефону — 4,82 млн чел. (1998), владельцев мобильных телефонов 3,85 млн чел. (2002).
Туристическая отрасль играет важнейшую роль в экономическом развитии страны. Полтора века назад именно доходы от гостиничного бизнеса оказались одним из финансовых источников для становления национальной промышленности. В основе современной стратегии развития туризма заложена концепция использования двух благоприятных природных предпосылок. Наиболее престижные туристические центры Ш. располагаются или поблизости от известных источников минеральной воды (например, Сан-Мориц), или около горных массивов, которые благоустроены для горнолыжного спорта (например, Церматт). В стране проложено 50 тыс. км пешеходных туристических дорог.
Экономическая и социальная политика страны направлена прежде всего на максимальное использование потенциальных конкурентных преимуществ национального хозяйства (высокое качество и надёжность продукции, специализация на выпуске изделий особого назначения, ориентация на внешние рынки и пр.). Особое внимание уделяется обозначению и формированию новых «производственных ниш» (например, массированная поддержка намечающихся кластеров биофармацевтики и медицинской технологии).
В широком плане общественные финансы всё более концентрируются на стимулировании наиболее эффективного решения двух основных хозяйственных (социальных) проблем. Прежде всего необходимо повышение эффективности всей системы образования путём интеграции науки и практики. Использование более квалифицированных кадров в экономике должно обеспечить постоянный инновационный прогресс. Вторая проблема — необходимость существенной модернизации транспортной инфраструктуры, что решающим образом обеспечит рентабельность новейших видов производств. Это произойдет в результате масштабного выхода продукции на мировые рынки и заметного притока иностранного предпринимательского капитала (строительство двух крупнейших трансальпийских туннелей ведётся на бюджетные средства). Декларируемая цель швейцарской экономической политики — утвердить страну в качестве одного из ведущих мировых центров технологии и исследований.
Успешность решения социальных проблем обычно тесно увязывается с повышением экономической эффективности. Современные социальные условия в стране считаются одними из самых лучших в мире. Но в последнее время в связи с быстрым старением населения возникла некоторая несбалансированность в государственной пенсионной системе. Известно, что Ш. обладает огромными золотыми резервами. Они составляют на душу населения ок. 10 унций, что в 10 раз превосходит показатели США и Европы. Некоторые политические группировки (особенно популистские радикально-националистические) предлагают использовать эти золотые ресурсы для укрепления финансовой основы государственной пенсионной системы.
В 1990-е гг. государственные финансы характеризовались ростом дефицита бюджета и государственного внутреннего долга. В 21 в. удалось добиться существенного прогресса в решении этих проблем. Государственный бюджет стал сбалансированным, т.е. суммы финансовых поступлений и расходов стали равными (30 млрд долл. в 2001). Рост внутреннего долга прекратился, а внешняя задолженность у страны отсутствует.
Кредитно-денежная политика страны осуществляется Швейцарским национальным банком. Она направлена прежде всего на решение трёх основных проблем: обеспечение кредитно-денежной стабильности, укрепление позиций швейцарского франка, поддержание на низком уровне кредитных ставок (страна традиционно считается такой зоной).
Мировой рынок уже давно превратился в основной фактор хозяйственного цикла в Ш. Поэтому активно используется принцип диверсификации внешнеэкономических связей, что позволяет уменьшать негативные воздействия хозяйственных спадов на стабильность национальной экономической конъюнктуры. При этом ставка делается на обретение мощных позиций в тех секторах и отраслях, которые в наименьшей степени подвержены воздействию циклических колебаний производства.
Ш. входит в первую десятку мировых экспортёров капиталов и во вторую десятку товарных экспортёров. Ш. уже сместила существенную часть своего промышленного производства за пределы страны. По объёму аккумулированных заграничных прямых инвестиций (215,2 млрд долл.) Ш. занимает 5-е место в Европе (2000). Ш. является безусловным мировым лидером по их стоимости на душу населения (27 тыс.долл.) и при сопоставлении с ВВП (89,2%). На швейцарских предприятиях за рубежом занято 1,73 млн чел., т.е. 43,3% числа работающих внутри страны. Этот показатель является наивысшим в мире. В области внешней торговли Ш. занимает более скромные позиции. Товарный экспорт составил 100,3 млрд долл. (2002). Основные партнёры по экспорту: ЕС — 61%, США — 10%. Импорт товаров — 94,4 млрд долл. Основные партнёры по импорту: ЕС — 79%, США — 5,1%.
Ш. входит в первую десятку основных экспортёров прямых инвестиций в РФ (в 2002 — 0,7 млрд долл.). Некоторые элитные компании уже создали мощные производственные подразделения (Nestle, ABB, Holcim и др.). Но большинство продолжает торговое освоение российского рынка, хотя некоторые уже приступают к реализации производственных проектов (Novartis, Roche, Swatch Group и др.). Весьма активны и ведущие банковско-страховые общества (UBS, Credit Suisse, Zurich). Швейцарский капитал готовится к масштабному освоению перспективного российского рынка.
Наука и культура
В стране действует множество университетов, практически в каждом крупном кантоне, старейший из них расположен в Базеле (с 1460). Ш. всегда имела репутацию перспективного разработчика инновационных технологий, однако в их освоении она явно уступает другим странам. Для преодоления этого изъяна был создан специальный фонд «Швейцарская сеть инноваций» (SNI — RSI).
В качестве основных локомотивов выбраны две известные Федеральные технологические высшие школы: в Цюрихе (ЕТН) и Лозанне (EPFL). Они подготавливают ок. 18—20 тыс. студентов для работы на швейцарских высокотехнологичных фирмах, а также в Центре электроники и микроэлектроники (CSEM), исследовательской лаборатории IBM (под Цюрихом).
В основу деятельности, например, Федеральной политехнической высшей школы в Лозанне (EPFL) заложен принцип, согласно которому «прорыв в науке и технологии возникает, как правило, на стыке традиционных дисциплин». Поэтому 12 факультетов были объединены в 5 более крупных, при этом возникло множество междисциплинарных центров. В этой высшей школе обучается ок. 5,5 тыс. слушателей, в т.ч. 800 аспирантов-кандидатов, 400 чел. получают второе образование. Преподавательский состав — 210 профессоров и 2,4 тыс. специалистов, предпринимателей и администраторов (3/4 их получают свою основную заработную плату из внешних источников). Особый акцент делается на медицинскую инженерию, биотехнологию, цифровое моделирование, системы информации и телекоммуникаций. Ш. возлагает большие надежды на успешность реализации такой модели. По числу нобелевских лауреатов на душу населения страна занимает 1-е место в мире.
Среди выдающихся личностей, которые проживали и творили в Ш., можно выделить прежде всего видных религиозных деятелей протестантского направления: У. Цвингли и Ж. Кальвин. Ведущим философом эпохи Просвещения считается женевец Ж.-Ж. Руссо. Известный швейцарский архитектор Ж.-Э. Корбюзье остаётся знаковой фигурой в современном градостроительстве.
Автор статьи: Ю.И. Юданов

Энциклопедия стран мира. — М.: НПО «Экономика», РАН, отделение общественных наук. . 2004.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ШВЕЙЦАРИЯ" в других словарях:

  • Швейцария — Швейцарская Конфедерация, гос во в Центр. Европе. Образование roc ва относят к 1291 г., когда объединились первые три кантона. Ядром объединения был кантон Швиц. В 970 г. город, ц. этого кантона, упоминается как Suuites, в 1281 г. Switz, совр.… …   Географическая энциклопедия

  • Швейцария — Швейцария. Город Кайзерштюль. Швейцария. Город Кайзерштюль. Швейцария () государство в Центральной Европе. Площадь 41,3 тыс. кв. км. Население 7,0 млн. человек. Столица Берн. С X XI вв. Швейцария в составе Священной Римской империи. Отстаивая… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • ШВЕЙЦАРИЯ — (Швейцарская конфедерация), государство в Центральной Европе. Площадь 41,3 тыс. км2. Население 7,0 млн. человек, в том числе германо швейцарцы 64%, франко швейцарцы 19%, итало швейцарцы 8%. Официальные языки французский, немецкий, итальянский.… …   Современная энциклопедия

  • ШВЕЙЦАРИЯ — (нем. Schweiz франц. Suisse, итал. Svizzera), Швейцарская Конфедерация, государство в Центр. Европе. 41,3 тыс. км². население 6,99 млн. человек (1993). Городское население 60% (1991). Официальные языки немецкий, французский, итальянский.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • швейцария — Гельвеция Словарь русских синонимов. швейцария сущ., кол во синонимов: 2 • гельвеция (2) • страна …   Словарь синонимов

  • Швейцария — (Швейцарская Конфедерация) государство в Центральной Европе. Площадь 41,3 тыс. км2. Население 7,0 млн. чел. Столица Берн …   Исторический словарь

  • Швейцария —         (нем. Schweiz, франц. Suisse, итал. Svizzera), Швейцарская Конфедерация, государство в Центральной Европе. Художественная культура Швейцарии развивалась в тесной связи с искусством соседних стран: Франции, Германии и Италии, сохраняя в то …   Художественная энциклопедия

  • ШВЕЙЦАРИЯ — (нем. Sehweiz, франц. Suisse, итал. Svizzera), Швейцарская Конфедерация, гос во в Центр. Европе. Пл. 41,3 т. км2. Нас. 6423т. ч. (1983). Столица Берн (145,7т. ж., 1982). Ш. высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным с. х вом. Ш. многонац …   Демографический энциклопедический словарь

  • Швейцария — (Switzerland), гос во в Центр. Европе, Конфедерация 23 кантонов. В 1798 г. вторгшиеся войска рев. Франции провозгласили здесь Гельветическую республику. На Венском конгрессе (1815) Ш. восстановила свою независимость, европ. державы дали гарантии… …   Всемирная история

  • ШВЕЙЦАРИЯ — ШВЕЙЦАРИЯ. Поверхность 41 295 км2. Население в 1932 г. 4 095 000 чел. Плотность населения 94,1 чел. на 1 км2. Ш. страна с низкой рождаемостью и низкой смертностью, причем рождаемость падает быстрее, чем смертность, и естественный прирост… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ШВЕЙЦАРИЯ — Площадь 41,3 тыс.кв.км, население более 6 млн.человек. Это горная страна с высокоразвитыми индустрией и сельским хозяйством. На долю животноводства приходится 3/4 стоимости всей сельскохозяйственной продукции. Развито молочное животноводство, ко …   Мировое овцеводство


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»